Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 5 декабря 2007 г. N Ф04-8364/2007(40712-А81-37)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Тюменьэнерго" (далее - ОАО "Тюменьэнерго", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Ямало-Ненецкому автономному округу, г. Новый Уренгой, (далее - налоговый орган, Инспекция) о признании незаконным бездействия, выразившегося в не исключении из карточки лицевого счета ОАО "Тюменьэнерго" пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 29128 93,36 руб.
Решением от 21.05.2007 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 14.08.2007 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе ОАО "Тюменьэнерго" просит отменить принятые по делу судебные акты, так как считает, что они являются незаконными и необоснованными, принятыми с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.
В отзыве, направленном в суд в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Инспекция просит оставить без изменения судебные акты, полагая, что суды обеих инстанций полно исследовали и установили фактические обстоятельства по делу и дали им надлежащую правовую оценку.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция пришла к следующим выводам.
Общество 21.12.2006 обратилось в налоговый орган об исключении из карточки лицевого счета незаконно начисленные пени за несвоевременно уплаченный налог на пользователей автомобильных дорог. Инспекция письмом от 29.12.2006 N 05-20/47789 отказала обществу в его требованиях, в связи с тем, что пени начислены обоснованно.
Несогласие с данным решением налогового органа послужило основанием для обращения ОАО "Тюменьэнерго" с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой и апелляционной инстанции в удовлетворении требований отказали. Арбитражные суды исходили из положений статей 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиком, плательщиков сборов и налоговых агентов, утвержденных приказом Министерства по налогам и сборам от 05.08.2002 N БГ-3-10/411. На основании указанных норм суд пришел к выводу, что лицевые счета являются внутренним документом налогового органа и отраженная в них информация сама по себе не ущемляет прав налогоплательщика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд кассационной инстанции соглашается с данными выводами арбитражного суда и не находит оснований для отмены судебных актов по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт (решение или действие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Нормы законодательства о налогах и сборах не наделяют должностных лиц налоговых органов на признание не реальными долга по налогам или пеням к взысканию и их списанию.
Должностные лица налоговых органов не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, признавать долги по налогам не реальными к взысканию и списывать соответствующие суммы.
Списание безнадежных долгов по налогам и сборам, в том числе и по пени, предусмотрен статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд установил, что утверждение налогоплательщика о не основанном на законе начисление пени в сумме 2 912 893,36 руб. по налогу на пользователей автомобильных дорог, не подтверждено неоспоримыми доказательствами, что оспариваемая сумма признана необоснованно начисленной и не подлежит к взысканию.
Кроме того, в материалах дела имеется подписанный представителем налогоплательщика акт сверки от 07.11.2006 N 82352, которым подтверждается недоимка по пени в сумме 2 912 893,36 руб. (л.д. 11, 12).
Действия налогового органа, связанные с использованием сведений, содержащихся в лицевых счетах, которые налогоплательщик считает недостоверными, могут быть им оспорены в порядке, установленном нормами Налогового кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав указанные правовые положения, пришли к правильному выводу, что лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля внутриведомственного учета. Наличие в указанном документе сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.
При указанных обстоятельствах Инспекция действовала в рамках представленных ей пунктом 2 статьи 31 и статьей 32 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 3 закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах в Российской Федерации" полномочий.
Доводы Общества, изложенные в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции находит необоснованными, ранее они были проверены и оценены судом, сводятся к переоценке выводов суда, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым.
На основании изложенного суд кассационной инстанции считает, что арбитражными судами всесторонне и полно исследованы материалы дела, дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильно применены нормы материального прав и не установлено нарушений норм процессуального прав, в связи с чем кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 21.05.2007 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 14.08.2007 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-995/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 декабря 2007 г. N Ф04-8364/2007(40712-А81-37)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании