Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 11 декабря 2007 г. N Ф04-8405/2007(40785-А70-23)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 10" (далее - ОАО "Территориальная генерирующая компания N 10") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению государственной жилищной инспекции Тюменской области об отмене постановления N 28 от 08.05.2007 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьями 7.22 и 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 45 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 06.07.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.09.2007, в удовлетворении заявления ОАО "Территориальная генерирующая компания N 10" отказано.
В кассационной жалобе ОАО "Территориальная генерирующая компания N 10" просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение на том основании, что выводы арбитражного суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
ОАО "Территориальная генерирующая компания N 10" считает, что не является субъектом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку обслуживающей организаций и непосредственным исполнителем работ по обслуживанию внутренних инженерных сетей в доме N 15 по ул. Циолковского в г. Тюмени, а также получателем денежных средств за их выполнение является ОАО "Сибэнергосервис".
Кроме того, ОАО "Территориальная генерирующая компания N 10" заявляет, что проведение капитального ремонта жилищного фонда не входит в предмет договора N 18/01 от 23.06.2007.
Управлением государственной жилищной инспекции Тюменской области представлен отзыв на кассационную жалобу с возражениями на ее доводы.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы заявителя и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, Управлением государственной жилищной инспекции Тюменской области в ходе проведения внеплановой проверки в жилом доме N 15 по ул. Циолковского в г. Тюмени обнаружено затопление помещений подвала, наличие течей трубопроводов (водонагревателей), запорных устройств, нарушение герметичности трубопровода канализации в подвале, неисправность отопительного прибора 1 этажа секции N 3, неисправность электропроводки (провисание) 1, 9 этажи секция N 8; ненадлежащее качество услуг горячего водоснабжения (в квартирах NN 104, 114 + 38 градусов С°).
03.04.2007 Управлением государственной жилищной инспекции Тюменской области составлен акт N ТО-08-53, на основании которого ОАО "Территориальная генерирующая компания N 10" выдано предписание N ТО-08-34 от 03.04.2007 об устранении нарушений нормативно-технических требований по использованию, содержанию, ремонту жилищного фонда, придомовой территории и предоставлению жилищных и коммунальных услуг.
По результатам проверки Управлением государственной жилищной инспекции Тюменской области составлен протокол об административном правонарушении от 17.04.2007 и вынесено постановление N 28 от 08.05.2007 о привлечении ОАО "Территориальная генерирующая компания N 10" к административной ответственности, предусмотренной статьями 7.22 и 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 45 000 руб.
Основанием для назначения административного наказания послужил вывод Управления государственной жилищной инспекции Тюменской области о нарушении ОАО "Территориальная генерирующая компания N 10" Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170.
Не согласившись с указанным постановлением административного органа, ОАО "Территориальная генерирующая компания N 10" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что по договору от 23.07.2004 N 18/01 и дополнительному соглашению к нему от 28.08.2006 обязательства по техническому обслуживанию, плановому текущему ремонту и аварийно-восстановительному ремонту внутренних инженерных систем отопления, холодного и горячего водоснабжения, хозяйственно-бытовой канализации муниципального жилищного фонда в результате реорганизации ОАО "Тюменьэнерго" путем выделения перешли ОАО "Тюменская региональная генерирующая компания".
06.10.2006 состоялось внеочередное совместное общее собрание акционеров ОАО "Тюменская региональная генерирующая компания", ОАО "Челябинская генерирующая компания" и ОАО "Территориальная генерирующая компания N 10", Повесткой дня было внесение изменений и дополнений в Устав ОАО "Тюменская региональная генерирующая компания". В результате голосования было принято решение об изменении фирменного наименования ОАО "Тюменская региональная генерирующая компания" на ОАО "Территориальная генерирующая компания N 10".
В единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, о чем 01.12.2006 инспекцией Федеральной налоговой службы N 3 по городу Тюмени выдано свидетельство серии 72 N 001490401.
Таким образом, арбитражный суд обоснованно указал, что ОАО "Территориальная генерирующая компания N 10" является стороной договора от 23.07.2004 N 18/01, в соответствии с которым обязано осуществлять техническое обслуживание и ремонт внутренних инженерных систем отопления, холодного и горячего водоснабжения, хозяйственно-бытовой канализации муниципальных жилых домов г. Тюмени.
Согласно приложению N 1 к договору, жилой дом, расположенный по адресу: г. Тюмень ул. Циолковского, 15 включен в состав муниципального жилищного фонда города Тюмени, обслуживаемого ОАО "Тюменьэнерго".
Согласно пункту 3.1.1. договора от 23.07.2004 N 18/01 ОАО "Тюменьэнернго" обязано было осуществлять техническое обслуживание и ремонт муниципального жилищного фонда, как непосредственно, так и с привлечением подрядных организаций.
В силу пункта 3 Устава одним из основных видов деятельности ОАО "Территориальная генерирующая компания N 10" является поставка (продажа) электрической энергии, пара и горячей воды (тепловой энергии) по установленным тарифам; обеспечение работоспособности и исправности энергетического оборудования в соответствии с действующими нормативными требованиями, проведение технического обслуживания и ремонта, наладки, технического перевооружения и реконструкции теплоэнергетического и электроэнергетического оборудования.
Из разъяснения главы города Тюмени, выданного на основании обращения Управления государственной жилищной инспекции Тюменской области от 22.11.2006 N 1/3897, следует, что надлежащее техническое обслуживание (содержание и ремонт) внутренних систем отопления, холодного и горячего водоснабжения, хозяйственно бытовой канализации муниципального жилищного фонда города Тюмени осуществляет ОАО "Территориальная генерирующая компания N 10". Ответственными за обеспечение выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту муниципального жилищного фонда являются уполномоченные управляющие компании и организации, занятые обслуживанием муниципального жилищного фонда, одной из таких организаций является ОАО "Территориально генерирующая компания N 10".
Принимая судебные акты об отказе в удовлетворении требований заявителя, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что согласно разделу 2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госкомстроя РФ от 23.09.2003 N 170 (деле - Правила), установлено, что система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания.
Согласно пунктам 4.1.3, 4.1.15 Правил организации по обслуживанию жилищного фонда при появлении признаков неравномерных осадок фундаментов необходимо выполнить осмотр зданий, установить маяки на трещины, принять меры по выявлению причин деформации у, их устранению, исследование состояния грунтов, конструкции фундаментов и стен подвалов, как правило, производится специализированными организациями по договору. Подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию. Не допускается подтопление подвалов и техподполий из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.
В силу пунктов 2, 3 статьи 125, пункта 2 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, а также органы местного самоуправления, юридические лица и граждане, действующие по специальному поручению муниципальных образований от их имени.
В соответствии с пунктом 1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, коммунальными услугам является деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях; исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Согласно пункту 49 указанных Правил исполнитель обязан самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю.
В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (с изменениями от 29.12.2006), ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела 8 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Следовательно, обязательства ОАО "Территориальная генерирующая компания N 10" по содержанию и ремонту внутридомовых инженерных систем муниципальных многоквартирных домов г. Тюмени, собственники помещений которых не выбрали способ управления многоквартирным домом, сохраняют свою силу.
Принимая во внимание, что ОАО "Территориальная генерирующая компания N 10" ненадлежащим образом исполняло обязанности по техническому обслуживанию и ремонту муниципального жилищного фонда, а также нарушало нормативный уровень обеспечения населения коммунальными услугами, арбитражный суд правомерно отказал в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Управлению государственной жилищной инспекции Тюменской области N 28 от 08.05.2007 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьями 7.22 и 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 45 000 руб.
Поскольку выводы арбитражного суда не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, и учитывая, что административным органом соблюден порядок привлечения к административной ответственности, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 06.07.2007 Арбитражного суда Тюменской области и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2007 по делу N А70-2787/8-2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 декабря 2007 г. N Ф04-8405/2007(40785-А70-23)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании