Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 17 декабря 2007 г. N Ф04-137/2007(158-А45-25)
(извлечение)
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Сибирский университет потребительской кооперации" (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Новосибирска (далее - налоговый орган) от 17.10.2006 N 697/4239064 и обязании налогового органа возвратить из бюджета денежную сумму в размере 158 046,49 руб. (излишне уплаченный налог на добавленную стоимость, пени и штраф).
Решением арбитражного суда от 07.05.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.08.2007, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а именно подпункта 10 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, просит решение и постановление суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Представитель учреждения просит кассационную жалобу налогового органа оставить без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Кассационная инстанция проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов арбитражного суда, изучив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка предоставленной заявителем налоговой декларации по НДС июнь 2006 года, по результатам которой принято решение от 17.10.2006 N 697/4239064 о привлечении учреждения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 25 774 руб. Кроме того, указанным решением налогоплательщику предложено уплатить сумму НДС в размере 128 872 руб. и соответствующие пени.
Основанием принятия указанного решения послужило неправомерное, по мнению налогового органа, применение налогоплательщиком льготного режима налогообложения, предусмотренного подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с решением налогового органа, налогоплательщик обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные налогоплательщиком требования, арбитражный суд правомерно руководствовался положениями подпункта 10 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым не подлежит налогообложению реализация услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности.
Кассационная инстанция, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, поддерживает выводы суда, считает их законными и обоснованными, при этом исходит из установленных обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению реализация на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности.
Статьей 27 Закона Российской Федерации от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Российской Федерации о налогах" установлено, что подпункт 10 пункта 2 статьи 149 части второй Кодекса вводится в действие с 01.01.2004. До 01.01.2004 освобождается от обложения НДС реализация на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемых за счет целевых расходов в домах жилищно-строительных кооперативов, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях (за исключением использования жилья в гостиничных целях и предоставления в аренду).
Судом правомерно отмечено, что поскольку налоговое законодательство не содержит определений понятий "предоставление в пользование жилых помещений", "жилищный фонд", то в силу статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям применяются также нормы гражданского и жилищного законодательства.
Как следует из статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации комнаты в жилом доме, в том числе в общежитии, относятся к жилым помещениям.
Согласно статье 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относятся, в том числе часть жилого дома, комнаты в жилом доме, в том числе в общежитии.
С учетом изложенных норм, суд пришел к обоснованному выводу, что, предоставляя жилую площадь в комнате общежития, налогоплательщик оказывал услуги по предоставлению в пользование жилых помещений специализированного жилищного фонда - студенческого общежития, предназначенного в силу статьи 94 Жилищного кодекса Российской Федерации для временного проживания граждан в период их работы, службы и обучения.
Как видно из материалов дела, денежные средства получены учреждением от предоставления жилых комнат в общежитии, предоставляемых работникам университета и обучающимся, которые осуществляют плату за проживание.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Налоговый орган не представил доказательств, подтверждающих факт оказания лицам, проживающим в общежитии, каких-либо иных услуг, кроме услуг по предоставлению жилья. При таких обстоятельствах у налогового органа отсутствовали основания для доначисления предприятию НДС.
При изложенных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с налогового органа подлежит взысканию в доход федерального бюджета за рассмотрение кассационной жалобы государственная пошлина в размере 1000 рублей.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 07.05.2007 и постановление апелляционной инстанции от 13.08.2007 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-86/07-46/5 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Новосибирска в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 декабря 2007 г. N Ф04-137/2007(158-А45-25)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании