Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 17 декабря 2007 г. N Ф04-127/2007(147-А27-42)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Сбытэнерго" (далее - ООО "Сбытэнерго", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Кемеровской области (далее - налоговый орган) о признании незаконными действий налогового органа по проведению зачета излишне уплаченного единого социального налога в размере 74749,21 руб. в счет погашения недоимки, об обязании налогового органа произвести возврат суммы излишне уплаченного налога.
Решением от 03.07.2007 Арбитражного суда Кемеровской области требования общества удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 07.09.2007 Арбитражного суда Кемеровской области оставлено без изменения решение суда первой инстанции.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить судебные акты и принять новое решение. Налоговый орган считает, что им правомерно, в соответствии с нормами статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, произведен зачет суммы излишне уплаченного обществом единого социального налога в счет погашения задолженности по налогу на добавленную стоимость, подлежащего уплате обществом за январь 2007 года.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
Суд кассационной инстанции, проверив доводы кассационной жалобы, правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
В соответствии с нормами статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность судебных актов проверяется судом исходя из доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения заявления ООО "Сбытэнерго" от 22.03.2007 о возврате излишне уплаченного единого социального налога в размере 74749,21 руб., налоговым органом принято решение о зачете излишне уплаченного обществом единого социального налога в счет погашения задолженности по уплате налога на добавленную стоимость за январь 2007 года (по сроку уплаты 20.02.2007) и в счет погашения недоимки по налогу на прибыль за 2004, 2005 г., доначисленной решением налогового органа от 24.01.2007 по результатам выездной налоговой проверки. Налоговый орган сообщил обществу о принятом решении о зачете письмом N 3549 от 09.04.2007.
Арбитражным судом признаны незаконными действия налогового органа по проведению зачета суммы излишне уплаченного обществом единого социального налога в размере 74749,21 руб., в связи с тем, что 24.01.2007 в отношении общества открыто конкурсное производство, а так же зачет проведен по налогу на прибыль за 2004, 2005 г., срок уплаты которого наступил до даты принятия судом заявления о признании общества банкротом.
Согласно пункту 4 статьи 142 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.2002 "О несостоятельности (банкротстве)", требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Согласно пунктам 13, 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 25 от 22.06.2006 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в соответствии с пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. В силу этой нормы налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию указанной задолженности. Пункт 4 статьи 142 Закона о банкротстве не содержит специального регулирования в отношении каких-либо налогов, в силу чего данная норма подлежит применению также и к требованиям по уплате налога на добавленную стоимость, исчисленного должником по итогам налоговых периодов, истекших после открытия конкурсного производства.
Арбитражным судом установлено, что решением арбитражного суда Кемеровской области от 24.01.2007 по делу N А27-13468/2006-4 ООО "Сбытэнерго" признанно несостоятельным (банкротом) и в отношении его открыто конкурсное производство сроком на 12 месяцев. ООО "Сбытэнерго" излишне уплачен до 01.01.2007 единый социальный налог в размере 74749,21 руб. Решением налогового органа от 24.01.2007 по результатам выездной налоговой проверки доначислен обществу налог на прибыль за 2004, 2005 г. в размере 2201 руб. По декларации за январь 2007 года обществом исчислена сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет в размере 6008655 руб.
Налоговым органом произведен зачет суммы излишне уплаченного обществом единого социального налога в размере 74749,21 руб. в счет погашения задолженности по уплате налога на добавленную стоимость за январь 2007 года (по сроку уплаты 20.02.2007) в размере 72548,21 руб. и в счет погашения недоимки по налогу на прибыль за 2004, 2005 г., доначисленной решением налогового органа от 24.01.2007 по результатам выездной налоговой проверки, в размере 2201 руб.
На основании пункта 4 статьи 142 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.2002 "О несостоятельности (банкротстве)", арбитражным судом сделан правильный вывод о неправомерном проведении налоговым органом зачета излишне уплаченного обществом единого социального налога в счет погашения задолженности по уплате налога на добавленную стоимость за январь 2007 года.
В силу специального указания пункта 4 статьи 142 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.2002 "О несостоятельности (банкротстве)", требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр, имущества должника. В указанном случае вопрос о взыскании с общества налогов должен решаться не налоговым органом, а конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве.
Доводы налогового органа о проведения зачета в соответствии с разъяснениями части 3 пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 25 от 22.06.2006 не могут являться основанием для отмены судебных актов. В данном случае, путем проведения зачета налоговым органом погашена во внеочередном порядке задолженность по обязательным платежам, возникшим после открытия конкурсного производства, что противоречит разъяснениям пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 25 от 22.06.2006 и пункту 4 статьи 142 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.2002 "О несостоятельности (банкротстве)".
Согласно пункту 1 статьи 63 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.2002 "О несостоятельности (банкротстве)", с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику.
Согласно пункту 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 25 от 22.06.2006, вынесение налоговым органом после принятия заявления о признании должника банкротом решения о доначислении налогов и начислении пеней по налогам, налоговый период и срок уплаты которых наступили до даты принятия заявления о признании должника банкротом, не является основанием для квалификации требований об уплате доначисленных обязательных платежей как текущих.
На основании пункта 1 статьи 63 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.2002 "О несостоятельности (банкротстве)", арбитражным судом сделан правильный вывод о неправомерном проведении налоговым органом зачета излишне уплаченного обществом единого социального налога в счет погашения недоимки по налогу на прибыль за 2004, 2005 г., доначисленной решением налогового органа от 24.01.2007 по результатам выездной налоговой проверки.
Арбитражным судом полностью исследованы материалы дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены судебных актов не установлено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на налоговый орган.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 03.07.2007 и постановление апелляционной инстанции от 07.09.2007 Арбитражного суда Кемеровской области по делу А27-4470/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Кемеровской области государственную пошлину 1000 рублей в федеральный бюджет.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 декабря 2007 г. N Ф04-127/2007(147-А27-42)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании