Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 24 декабря 2007 г. N Ф04-268/2007(303-А03-41)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Казанцевское" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Алтайскому краю (далее - Инспекция) от 13.02.2007 N 01-10.
Решением арбитражного суда от 17.08.2007 заявленные Обществом требования удовлетворены частично.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права, просит отменить решение, принять новый судебный акт, отказав Обществу в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя жалобы, Обществом нарушены положения пунктов 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговый орган указывает на то, что в представленных Обществом налоговому органу счетах-фактурах отсутствовали подписи руководителей предприятий.
Полагает, что принятие к вычету сумм налога на добавленную стоимость (далее - НДС) на основании исправленных счетов-фактур, представленных в судебное заседание, неправомерно.
Инспекция считает, что вновь представленные счета-фактуры, изготовленные с нарушением положения пункта 29 Правил ведения журнала счетов-фактур, не могут служить основанием для принятия налога к вычету. Представление таких счетов-фактур, по мнению налогового органа, является основанием для отказа в возмещении налога на добавленную стоимость.
Инспекция считает, что принятие судом счетов-фактур, которые не исследовались Инспекцией при проведении налоговой проверки, в качестве обоснованности заявленных Обществом вычетов по НДС, является незаконным.
В отзыве на кассационную жалобу заявитель выразил несогласие с изложенными в ней доводами, считает принятое судом решение законным и обоснованным. Представитель налогового органа в судебном заседании поддержал свои доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии с положениями статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив законность судебных актов арбитражного суда, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки Общества по вопросам правильности исчисления, удержания и перечисления налога на прибыль, НДС, налога на имущество, налога на землю, единого сельскохозяйственного налога за период с 01.01.2003 по 31.12.2005 Инспекцией принято решение от 13.02.2007 N 01-10. Данным решением отказано в привлечении Общества к налоговой ответственности в соответствии со статьей 113 Налогового кодекса Российской Федерации за истечением срока давности привлечения к ответственности. Одновременно Обществу было предложено уплатить доначисленный НДС в сумме 270 844 руб. и пени в сумме 161 641,53 руб.
Несогласие с вышеназванным решением налогового органа послужило основанием для обращения Общества с требованием в арбитражный суд.
Арбитражный суд, частично удовлетворив требования Общества, принял законное и обоснованное решение. Кассационная инстанция поддерживает выводы суда, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
Исходя из материалов дела и доводов налогового органа, основанием для отказа в принятии к зачету сумм НДС, уплаченных Обществом на основании выставленных счетов-фактур, явилось отсутствие в счетах-фактурах подписи руководителя и главного бухгалтера организации-продавца. Кроме того, по сумме вычетов по НДС в размере 252 343,70 руб. отказано в связи с отсутствием у поставщика хозяйственных операций с Обществом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 настоящего Кодекса. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 02.10.2003 N 384-О при толковании приведенной выше нормы, указал на то, что счет-фактура не является единственным документом для предоставления налогоплательщику вычетов по налогу на добавленную стоимость. Налоговые вычеты могут предоставляться и на основании иных документов, подтверждающих уплату налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога на добавленную стоимость к вычету или возмещению. При этом пункты 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливают обязательные для оформления счетов-фактур требования, несоблюдение которых является основанием для отказа в предоставлении вычета по налогу на добавленную стоимость.
Из диспозиции пункта 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что счет-фактура должна быть подписана руководителем и главным бухгалтером организации.
Суд правомерно пришел к выводу о том, что действующим законодательством не предусмотрен запрет на внесение соответствующих исправлений в счета-фактуры по обнаруженным ошибкам.
Из пункта 5 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" следует, что установленные в ходе проверки недочеты при оформлении счетов-фактур являются устранимыми и могут быть исправлены в порядке, предусмотренном пунктом 29 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость.
Налоговым законодательством не установлен запрет на замену ранее поданных дефектных счетов-фактур.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" и вслед за ним Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 12.07.2006 N 267-О указали, что решение суда о правомерности отказа налоговых органов в предоставлении вычетов не может быть основано только на формальном отсутствии у налогоплательщика на момент проверки правильно оформленных счетов-фактур. Суды обязаны принять и оценить все документы и иные доказательства (в том числе исправленные счета-фактуры), представленные налогоплательщиком непосредственно в арбитражный суд.
Материалами дела установлено, что Общество представило в суд первой инстанции счета-фактуры с внесенными в них недостающими реквизитами.
В связи с вышеизложенным, довод Инспекции о неправомерности принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость на основании исправленных счетов-фактур, судом не принимается.
Кроме того, обоснованность применения налогового вычета подтверждается наличием соответствующих первичных документов, а действительность совершенной Обществом сделки Инспекций не оспаривается.
Дополнительно судом исследованы счета-фактуры, подтверждающие заявленные Обществом вычеты по НДС в размере 252 343,70 коп. по товарам, приобретенным у закрытого акционерного общества "Спринт-сервис" в рассматриваемом периоде.
Судом сделан правомерный вывод о том, что данные вычеты являются обоснованными, поскольку право налогоплательщика на производство налоговых вычетов обусловлено наличием у него соответствующих документов.
Довод Инспекции относительно того, что поставщик применяет упрощенную систему налогообложения и в соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации не признается налогоплательщиком НДС, кассационной инстанцией не принимается.
В соответствии с пунктом 5 статьи 173 налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога:
1) лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога.
Остальные доводы жалобы заявлены Инспекцией без учета сделанных судом выводов.
Таким образом, судом исследованы все обстоятельства, имеющие значение для дела, сделаны правомерные выводы, в соответствии с действующим налоговым законодательством, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, принят законный и обоснованный судебный акт.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
При изложенных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 17.08.2007 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-3318/07-31 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 декабря 2007 г. N Ф04-268/2007(303-А03-41)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании