Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 14 января 2008 г. N Ф04-156/2008(558-А75-41)
(извлечение)
Фермерское хозяйство "Фаретдинов А." (далее - ФХ "Фаретдинов А.", Фермерское хозяйство) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением о признании незаконным и отмене решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее Инспекция) от 20.04.2007 N 12/27 о привлечении ФХ "Фаретдинов А." к налоговой ответственности в его обжалуемой части.
До рассмотрения дела по существу Фермерское хозяйство в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило заявленные требования.
Просит признать недействительным решение от 20.04.2007 N 12/27 Инспекции в части:
- доначисления налога на прибыль в сумме 196 800 рублей (в том числе за 2003 год - 84 000 рублей, за 2004 год - 112 300 рублей);
- доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 282 126 рублей 38 копеек (в том числе за 1 квартал 2003 года - 23 800 рублей, за 2 квартал 2003 года - 21 330 рублей, за 3 квартал 2003 года - 37 699 рублей, за 4 квартал 2003 года - 39 233 рубля 30 копеек, (итого за 2003 год -122 052 рубля 30 копеек), за 1 квартал 2004 года - 23 214 рублей 50 копеек, за 2 квартал 2004 года - 24 523 рубля 18 копеек, за 3 квартал 2004 года - 37 760 рублей, за 4 квартал 2004 года - 74 576 рублей 40 копеек, (итого за 2004 год -160 074 рубля 08 копеек);
- доначисления транспортного налога в сумме 6 440 рублей (в том числе за 2003 год - 3 220 рублей, за 2004 год - 3 220 рублей);
- доначисления единого социального налога (далее - ЕСН) в сумме 64 032 рублей 88 копеек (в том числе за 2003 год - 29 827 рублей, за 2004 год -34 205 рублей);
- в части привлечения фермерского хозяйства "Фаретдинов А." к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа 20 процентов от:
а) неуплаченной суммы налога на прибыль за 2004 год в сумме 22 403 рублей;
б) неуплаченной суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за 2004 год в размере 31 638 рублей 70 копеек;
в) неуплаченной суммы транспортного налога за 2004 год в размере 590 рублей;
г) неуплаченной суммы единого социального налога за 2004 год в размере 6 822 рублей;
- в части начисления пени:
а) по налогу на прибыль в федеральный бюджет в сумме 19 204 рублей 14 копеек;
б) по налогу на прибыль в региональный бюджет в сумме 51719 рублей 39 копеек;
в) по налогу на добавленную стоимость в сумме 122 717 рублей 18 копеек;
г) по транспортному налогу в сумме 2 351 рубля 87 копеек;
по ЕСН в федеральный бюджет в сумме 15 324 рублей 51 копейки;
е) по ЕСН в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС) в сумме 266 рублей 12 копеек;
ж) по ЕСН в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ТФОМС) в сумме 5 363 рублей 66 копеек.
Уточненные требования судом приняты к рассмотрению.
Решением арбитражного суда от 19.09.2007 заявленные требования удовлетворены частично.
Признано недействительным решение от 20.04.2007 N 12/27 Инспекции в части:
- доначисления налога на прибыль в сумме 196 800 рублей (в том числе за 2003 год - 84 000 рублей, за 2004 год - 112 300 рублей);
доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 282 126 рублей 38 копеек (в том числе за 1 квартал 2003 года - 23 800 рублей, за 2 квартал 2003 года - 21 330 рублей, за 3 квартал 2003 года - 37 699 рублей, за 4 квартал 2003 года - 39 233 рубля 30 копеек, (итого за 2003 год -122 052 рубля 30 копеек), за 1 квартал 2004 года - 23 214 рублей 50 копеек, за 2 квартал 2004 года - 24 523 рубля 18 копеек, за 3 кварта 2004 года - 37 760 рублей, за 4 квартал 2004 года - 75 576 рублей 40 копеек, (итого за 2004 год - 160 074 рубля 08 копеек);
- доначисления ЕСН в сумме 64 032 рублей 88 копеек (в том числе за 2003 год - 29 827 рублей 88 копеек, за 2004 год - 34 205 рублей);
- в части привлечения фермерского хозяйства "Фаретдинов А." к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа 20 процентов от:
а) неуплаченной суммы налога на прибыль за 2004 год в сумме 22 403 рублей;
б) неуплаченной суммы НДС за 2004 год в размере 31 638 рублей 70 копеек;
г) неуплаченной суммы ЕСН за 2004 го в размере 6 822 рублей;
- в части начисления пени:
а) по налогу на прибыль в федеральный бюджет в сумме 19 204 рублей 14 копеек;
б) по налогу на прибыль в региональный бюджет в сумме 51 719 рублей 39 копеек;
в) по НДС в сумме 122 717 рублей 18 копеек;
д) по ЕСН в федеральный бюджет в сумме 15 324 рублей 51 копейки;
е) по ЕСН в ФФОМС в сумме 266 рублей 12 копеек;
ж) по ЕСН в ТФОМС в сумме 5 363 рублей 66 копеек.
В удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения от 20.04.2007 N 12/27 Инспекции в части доначисления транспортного налога в сумме 6 440 рублей (в том числе за 2003 год - 3 220 рублей, за 2004 год - 3 220 рублей), привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации о взыскании штрафа от неуплаченной суммы транспортного налога за 2004 год в размере 590 рублей, начисления пени по транспортному налогу в сумме 2 351 рубля 87 копеек - отказано.
В апелляционную инстанцию решение суда не обжаловалось.
В кассационной жалобе Инспекция, полагая, что судом неправильно применены нормы процессуального права, просит отменить решение суда в части признания недействительным решения от 20.04.2007 N 12/27 Инспекции, касающейся уплаты НДС, принять новый судебный акт, об отказе Хозяйству в удовлетворении заявленных требований в обжалуемой в кассационной жалобе части.
Заявитель жалобы указывает на то, что Фермерским хозяйством к уведомлению об исполнении права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС за период с 01.07.2003 по 01.07.2004 представлен не в полном объеме пакет документов, подтверждающих освобождение за период с 01.07.2002 по 01.07.2003.
К уведомлению об исполнении права на освобождение за период с 01.07.2004 по 01.07.2005 представлен не в полном объеме пакет документов, подтверждающих освобождение от уплаты НДС за период с 01.07.2003 по 01.07.2004.
Пакет документов, подтверждающих право на освобождение от исполнения обязанностей от НДС за период с 01.07.2004 по 31.12.2004, отсутствует в полном объеме.
Инспекция считает, поскольку с 01.01.2005 Фермерское хозяйство перешло на уплату единого сельскохозяйственного налога (далее - ЕСХН), в связи с чем сумма НДС подлежит восстановлению за проверяемый период с 01.01.2003 по 31.12.2004.
Инспекция указывает на то, что в материалы дела с исковым заявлением судом были приняты документы, с которыми в нарушение части 1 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации налоговый орган не был ознакомлен.
Налоговый орган считает, что судом не исследован и учтен факт произошедшей опечатки в решении N 12/27.
В отзыве на кассационную жалобу Фермерское хозяйство просит оставить судебный акт без изменения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве.
Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии с положениями статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив законность судебного акта арбитражного суда, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка ФХ "Фаретдинов А." по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, за период с 01.01.2003 по 31.12.2005.
По результатам выездной налоговой проверки составлен акт от 09.02.2007 N 9.
Фермерским хозяйством 27.02.2007 N 04261 были представлены возражения по акту налоговой проверки.
На основании акта и возражений по нему Инспекцией вынесено решение от 20.04.2007 N 12/27 о привлечении Фермерского хозяйства к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного:
- пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату сумм налога на прибыль за 2004 год в результате занижения налоговой базы в виде взыскания штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора) - в сумме 22 403 рублей;
- пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату сумм налога на добавленную стоимость организаций за 2004 года в результате занижения налоговой базы в виде взыскания штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога - в сумме 31 638 рублей 70 копеек;
- пунктом 1 статьи 122 части первой Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату сумм транспортного налога организаций за 2004 год в результате занижения налоговой базы в виде взыскания штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога - в сумме 590 рублей;
- пунктом 1 статьи 122 части первой Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату сумм единого социального налога в сумме 6 822 рублей;
- пунктом 1 статьи 122 части первой Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное не перечисление сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом в виде взыскания штрафа в размере 20 процентов от суммы налога на доходы физических лиц за 2004 год подлежащего удержанию и перечислению в сумме 10 рублей 40 копеек;
- пунктом 2 статьи 119 части первой Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление налогоплательщиком налоговой декларации по ЕСН за 2004 год в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181 -го дня - в сумме 75 251 рубля.
Частичное несогласие с вышеназванным решением налогового органа послужило основанием для обращения Фермерского хозяйства в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Арбитражный суд, частично удовлетворив требования ФХ "Фаретдинов А.", принял законное и обоснованное решение. Кассационная инстанция поддерживает выводы суда, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
В силу пункта 1 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации организации имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности один миллион рублей.
Из материалов дела следует, что Фермерское хозяйство в спорный период было освобождено от уплаты НДС, а именно, ФХ "Фаретдинов А." представило в Инспекцию уведомление об исполнении права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость на периоды:
- с 01.07.2002 по 01.07.2003;
- с 01.07.2003 по 01.07.2004;
- с 01.07.2004 по 01.07.2005.
Арбитражный суд, удовлетворяя требования Фермерского хозяйства, признал необоснованным вывод налогового органа о неправомерном использовании Фермерским хозяйством права на освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость в связи с непредставлением Фермерским хозяйством полного пакета документов по 2002 и 2003 годам, указанных в пункте 6 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку представление документов по указанному периоду, не имеет значения для дела, так как налоговая проверка проводилась за период с 01.01.2003.
Недостающие документы за проверяемый период, обосновывающие освобождение налогоплательщика от уплаты НДС, Фермерским хозяйством представлены в арбитражный суд.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" и вслед за ним Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 12.07.2006 N 267-О указали, что суды обязаны принять и оценить все документы и иные доказательства, представленные налогоплательщиком непосредственно в арбитражный суд.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации условиями, дающими право на освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость, являются: соблюдение лимита выручки и отсутствие реализации подакцизной продукции в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев. Пункт 6 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации содержит перечень документов, требующихся для подтверждения налогоплательщиком указанных условий. При этом, сам по себе данный пункт не может налагать дополнительных ограничений на налогоплательщика, помимо ограничений, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фермерским хозяйством соблюдались условия, предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации. В ходе проверки налоговым органом не выявлено превышение Фермерским хозяйством в спорный период ограничений, касающихся суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) или реализации подакцизной продукции. Указанные обстоятельства налоговым органом не оспаривались.
Пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривается ответственность налогоплательщика за неуплату или неполную уплату налога. К налоговой ответственности на основании указанной нормы могут быть привлечены налогоплательщики, обязанные уплачивать соответствующие налоги, но не исполнившие эту обязанность.
Организации, освобожденные от уплаты НДС в силу статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации, не признаются плательщиками данного налога и, как следствие, не могут выступать субъектами налоговой ответственности по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, Фермерское хозяйство не может быть привлечено к налоговой ответственности за неуплату НДС на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку в указанный период не являлось плательщиком НДС.
По изложенным выше основаниям привлечение Фермерского хозяйства к налоговой ответственности по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации также является неправомерным, поскольку субъектом налогового правонарушения в силу данной нормы является налогоплательщик. Учитывая, что Фермерское хозяйство плательщиком НДС в спорный период не являлось, оно не может нести ответственность, предусмотренную данной нормой.
Поскольку судом сделан правомерный вывод о том, что ФХ "Фаретдинов А." не являлось в спорный период плательщиком НДС, то оснований для привлечения к ответственности по статьям 119, 122 Налогового кодекса Российской Федерации и начисления пени у налогового органа не имелось.
Суд кассационной инстанции соглашается с доводом налогового органа о не исследовании судом первой инстанции вопроса о противоречии налогового органа самому себе, в виду того, что в оспариваемом решении Инспекции произошла опечатка. Следовательно, судом допущены нарушения процессуального законодательства. Однако данные нарушения не являются безусловным основанием для отмены принятого решения, так как не привели и не могли привести к принятию неправильного решения.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
При изложенных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
При подаче кассационной жалобы налоговым органом не оплачена государственная пошлина. На основании статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с налогового органа подлежит взысканию государственная пошлина за рассмотрение жалобы в бюджет.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 19.09.2007 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-4626/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре государственную пошлину в размере 1 000 рублей в федеральный бюджет.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 января 2008 г. N Ф04-156/2008(558-А75-41)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании