Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 17 января 2008 г. N Ф04-368/2008(919-А27-3)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Новокузнецкий металлургический комбинат" (далее - ОАО "НКМК") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кемеровской области (далее - ТУ ФСФБН) о признании незаконным и отмене постановления N 32-07/116 от 28.08.2007 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Заявленные требования мотивированы отсутствием в действиях ОАО "НКМК" состава вменяемого административного правонарушения и нарушением ТУ ФСФБН требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении.
Решением от 05.10.2007 Арбитражного суда Кемеровской области требования ОАО "НКМК" удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ТУ ФСФБН, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит вынесенный по делу судебный акт отменить и принять новое решение об отказе ОАО "НКМК" в удовлетворении заявленных требований.
Отзыв на кассационную жалобу ОАО "НКМК" к моменту рассмотрения дела не представлен.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, проверив правильность применения судом при вынесении судебных актов норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, по результатам проверки внешнеэкономической деятельности ОАО "НКМК" 08.08.2007 ТУ ФСФБН вынесено определение о возбуждении в отношении него дела об административном правонарушении по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ и проведении административного расследования.
20.08.2007 составлен протокол N 32-07/116 об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении ТУ ФСФБН принято постановление от 28.08.2007 N 32-07/116 о назначении административного наказания, которым ОАО "НКМК" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50 000 руб. Ввиду повторного совершения административного правонарушения размер штрафа определен в соответствии со статьей 4.3 КоАП РФ.
Основанием привлечения к ответственности послужило то, что ОАО "НКМК" при исполнении экспортного контракта от 20.01.2005 N НКМК 05, заключенного с нерезидентом - FERROTRADE Limited (Гибралтар) в нарушение пунктов 2.1, 2.4 Положения Центрального банка РФ от 01.06.2004 N 258-П "О порядке предоставления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение от 01.06.2004 N 258-П) не представило в уполномоченный банк в установленный срок справку о подтверждающих документах и подтверждающие документы.
Полагая, что постановление ТУ ФСФБН от 28.08.2007 N 32-07/116 не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ОАО "НКМК" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Кемеровской области исходил из того, что нормативными актами Банка России такие документы, как справка о валютных операциях, справка о подтверждающих документах, справка о расчетах через счета за рубежом и справка о поступлении валюты Российской Федерации, не отнесены к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям. Кроме того, суд указал на отсутствие вины в действиях ОАО "НКМК", а также на нарушение ТУ ФСФБН требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.
В силу подпунктов 1, 2 пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 названного Закона, вести в установленном порядке учет и представлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Таким образом, в Законе о валютном регулировании различаются институты "учет и отчетность по валютным операциям" и "документы и информация, связанные с проведением валютных операций".
Согласно части 4 статьи 5 Закона о валютном регулировании единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Центральным банком России.
Как правильно указал суд, в настоящее время в отношении резидентов, не являющихся уполномоченными банками, а также нерезидентов формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления Банком России не установлены.
Подпунктом 2 пункта 3 статьи 23 Закона о валютном регулировании предусмотрено, что порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается Центральным Банком РФ.
Такой порядок установлен Положением ЦБ РФ от 01.06.2004 N 258-П и Инструкцией Банка России от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция N 117-И).
К документам и информации, связанным с проведением валютных операций, указанным в части 4 статьи 23 Закона о валютном регулировании, отнесены документы, подтверждающие совершение валютных операций; таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме.
При этом справка о валютной операции (пункт 10 части 4 статьи 23) в абзаце втором пункта 1.2 Инструкции N 117-И названа документом, подтверждающим совершение валютной операции.
К документам указанного вида относится справка о подтверждающих документах, справка о расчетах через счета за рубежом, справка о поступлении валюты Российской Федерации.
Таким образом, нормативными актами Банка России такие документы, как справка о валютных операциях, справка о подтверждающих документах, справка о расчетах через счета за рубежом, справка о поступлении валюты Российской Федерации не отнесены к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям.
Данные выводы подтверждаются письмом ЦБР от 26.07.2007 N 04-31-2/3178 "О применении части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", которым Высший Арбитражный Суд РФ рекомендовал руководствоваться при рассмотрении данной категории дел об административных правонарушениях.
Грузовые таможенные декларации также не являются формой учета и отчетности, а относятся к документам, подтверждающим факт вывоза товара в рамках контракта, по которому открыт паспорт сделки.
На основании вышеизложенного вывод арбитражного суда об отсутствии правовых оснований для квалификации административным органом действий ОАО "НКМК" по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ является правильным.
Доводы ТУ ФСФБН о надлежащем извещении ОАО "НКМК" о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, приведенные в кассационной жалобе, по существу повторяют доводы отзыва на заявление, которые оценивались судом первой инстанции и обоснованно отклонены как не соответствующие действующему законодательству.
При таких обстоятельствах арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о незаконности постановления от 28.08.2007 N 32-07/116.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 13.09.2007 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-8699/2007-5 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 января 2008 г. N Ф04-368/2008(919-А27-3)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании