Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 29 января 2008 г. N Ф04-634/2008(1371-А27-29)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Новокузнецкий металлургический комбинат" (далее по тексту общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании не законными и отмене постановлений N 32-07/119, N 32-07/120, N 32-07/211 от 20.09.2007 Территориального управления федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кемеровской области (далее по тексту управление) о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявленные требования монтированы отсутствием события административного правонарушения и нарушением процессуальных требований при привлечении к административной ответственности.
Решением от 30.10.2007 Арбитражного судa Кемеровской области требования общества удовлетворены.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялась.
В кассационной жалобе управление просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы считает, что судом неправильно истолкованы нормы материального права.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить решение без изменения, считая его законным и обоснованным, а жалобу без удовлетворения.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Из материалов дела следует, что управлением 27.08.2007 проведена проверка соблюдения обществом требований валютного законодательства, в ходе которой установлены факты несвоевременного представления справок о подтверждающих документах, что зафиксировано в протоколах об административном правонарушении N 32-07/119, N 32-07/120, N 32-07/121 от 27.08.2007.
Исполняющим обязанности руководителя управления 20.09.2007 вынесены постановления N 32-07/119, N 32-07 120, N 32-07/121 о привлечении общества к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Считая постановления незаконными, общество обжаловало их в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд исходил из того, что справка о подтверждающих документах не относится к документам, являющимся формами учета и отчетности по валютным операциям, кроме того, при составлении протокола и принятии постановления управление не уведомило законного представителя общества, нарушив тем самым его права.
Кассационная инстанция, оставляя решение без изменения, исходит из следующего.
Согласно части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок предусмотрена административная ответственность.
В силу подпунктов 1, 2 пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 названного Закона, вести в установленном порядке учет и представлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
В соответствии с нормами Закона о валютном регулировании различаются институты "учет и отчетность по валютным операциям'' и "документы и информация, связанные с проведением валютных операций".
Согласно части 4 статьи 5 Закона о валютном регулировании единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Центральным банком России.
Как правильно указал суд, в настоящее время в отношении резидентов, не являющихся уполномоченными банками, а также нерезидентов формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления Банком России не установлены.
Подпунктом 2 пункта 3 статьи 23 Закона о валютном регулировании предусмотрено, что порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается Центральным банком Российской Федерации. Такой порядок установлен Положением ЦБ РФ от 01.06.2004 N 258-П и Инструкцией Банка России от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция N 117-И).
К документам и информации, связанным с проведением валютных операций, указанным в части 4 статьи 23 Закона о валютном регулировании, отнесена справка о валютной операции (пункт 10 части 4 статьи 23), которая абзацем вторым пункта 1.2 Инструкции N 117-И названа документом, подтверждающим совершение валютной операции.
К документам указанного вида относился справка о подтверждающих документах, справка о расчетах через счета за рубежом, справка о поступлении валюты Российской Федерации.
Таким образом, нормативными актами Банка России такие документы, как справка о валютных операциях, справка о подтверждающих документах, справка о расчетах через счета за рубежом, справка о поступлении валюты Российской Федерации не отнесены к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям.
Данные выводы подтверждаются письмом ЦБР от 26.07.2007 N 04-31-2/3178 "О применении части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", которым Высший Арбитражный Суд Российской Федерации рекомендовал руководствоваться при рассмотрении данной категории дел об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах вывод арбитражного суда об отсутствии правовых оснований для квалификации административным органом действий общества по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правильным.
Основан на правильном применении норм материального права и представленных сторонами доказательствах вывод суда о нарушении управлением требований статьи 28.2 и 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протоколов об административном правонарушении и вынесении постановлений.
Доводы управления, изложенные в жалобе, по существу повторяют доводы, отзыва, которые оценены судом при рассмотрении дела и им дана верная правовая оценка.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 30.10.2007 Арбитражного суда Кемеровской области по делу А27-9505/2007-5 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня ею принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 января 2008 г. N Ф04-634/2008(1371-А27-29)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании