Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 19 февраля 2008 г. N Ф04-1016/2008(696-А03-6)(967-А03-6)
(извлечение)
Администрация города Барнаула (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании недействительными решения и предписания от 21.06.2007 N 10 Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю, г. Барнаул, (далее - Управления).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по земельным ресурсам и землеустройству администрации г. Барнаула, Комитет по архитектуре и развитию города, общество с ограниченной ответственностью "Инвестиционно-строительная компания "Алтайстройинвест", г. Барнаул, (далее - Общество).
Решением арбитражного суда от 05.10.2007, оставленным без изменения постановлениям апелляционной инстанции от 04.12.2007, Администрации отказано в удовлетворении заявленных требований.
Арбитражный суд исходил из того, что поскольку действия Администрации повлекли ограничения конкуренции на товарном рынке по приобретению земельного участка для жилищного строительства, то оснований для отмены решения и предписания, вынесенных Управлением, не имеется.
В кассационных жалобах Администрация и Общество просят отменить состоявшиеся по делу решение и постановление в связи с неправильным применением норм материального права, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных Администрацией требований. По мнению Администрации и Общества, арбитражный суд ошибочно применил к спорным отношениям положения статьи 30.1 Земельного Кодекса Российской Федерации, поскольку правоотношения по предоставлению земельного участка возникли до 01.10.2005 и являются длящимися. Следовательно, постановление Администрации от 27.11.2006 N 3298 принято в соответствии с ранее действовавшим законодательством, не предусматривающим проведение аукционов при предоставлении земельных участков для жилищного строительства.
В отзывах на кассационные жалобы Управление просит оставить без изменения судебные акты.
В отзыве на кассационную жалобу Администрации Комитет по архитектуре и развитию города поддержал доводы заявителя жалобы и просил ее удовлетворить.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов кассационных жалоб и возражений относительно жалоб, не находит оснований для их удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Управление провело проверку Администрации по вопросам соблюдения требований Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". В ходе проверки установлено, что постановление Администрации от 27.11.2006 N 3298 "О предварительном согласовании обществу с ограниченной ответственностью "Инвестиционно-строительная компания "Алтайстройинвест" места размещения 5 - 10 этажного жилого дома с объектами общественного назначения, подземной автостоянкой и примерных размеров намечаемой к отводу площади участка по ул. Монтажников, 6", постановление Администрации от 13.12.2006 N 3520 "Об утверждении проекта границ земельного участка и предоставлении земельного участка в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Инвестиционно-строительная компания "Алтайстройинвест" для строительства 5 - 10 этажного жилого дома с объектами общественного назначения, подземной автостоянкой и примерных размеров намечаемой к отводу площади участка по ул. Монтажников, 6", заключение договора аренды земельного участка по ул. Монтажников 6 от 09.02.2007 N 13151 без проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для жилищного строительства, противоречат статье 30.1 Земельного Кодекса Российской Федерации, пункту 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации" и статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
По результатам проверки Управлением принято решение от 21.06.2007 N 10, на основании которого вынесено предписание N 10 в срок до 20.07.2007 прекратить нарушение и совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции путем отмены указанных в решении постановлений.
Не согласившись с данными ненормативными актами, Администрация обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Арбитражный суд, отказав в удовлетворении заявленных требований, принял законное и обоснованное решение.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Из статьи 30 Земельного Кодекса Российской Федерации следует, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного Кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) проведение работ по формированию земельного участка; 3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 названного Кодекса; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 того же Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 и статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" Земельный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 30.1 "Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности", вступившей в законную силу с 01.10.2005.
Пунктами 1 и 2 статьи 30.1 Земельного Кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта, а продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.
В подпункте "б" пункта 2 статьи 26 Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты" предусмотрено, что в случае, если в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации частично или полностью выполнены процедуры по выбору земельного участка для строительства, но до 1 октября 2005 года не принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, такой земельный участок не может быть предоставлен для жилищного строительства в аренду или собственность без проведения аукциона.
Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что решение о предварительном согласовании места размещения 5 - 10 этажного жилого дома с объектами общественного назначения, подземной автостоянкой и примерных размеров намечаемой к отводу площади участка по ул. Монтажников, 6 до 1 октября 2005 года не было принято.
Несоблюдение Администрацией указанных норм привело к нарушению положений части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что послужило основанием для правомерного принятия решения и выдачи предписания от 21.06.2007 N 10.
Арбитражный суд апелляционной инстанции дал надлежащую оценку доводам апелляционных жалоб Администрации и Общества, которые аналогичны доводам кассационных жалоб.
Нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы привести к принятию неправильного решения по делу не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 05.10.2007 и постановление апелляционной инстанции от 04.12.2007 по делу N А03-6904/07-36 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 февраля 2008 г. N Ф04-1016/2008(696-А03-6)(967-А03-6)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании