Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 19 февраля 2008 г. N Ф04-1017/2008(704-А67-43)
(извлечение)
Государственное учреждение "Отдел внутренних дел г. Стрежевого Томской области" (далее по тексту - ГУ ОВД г. Стрежевого) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью "Международный оздоровительный центр "Авиценна" (далее по тексту - Общество) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений (далее по тексту - КоАП РФ).
Заявленные требования мотивированы тем, что помещения, используемые Обществом для оказания медицинских услуг населению, не соответствуют установленным санитарно-эпидемиологическим нормам и требованиям.
Решением от 23.05.2007, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 24.10.2007 заявленные ГУ ОВД г. Стрежевого требования удовлетворены в полном объеме.
Общество было привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, и назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Принимая решение, суд руководствовался пунктами 2, 4 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам "Гигиенические требования размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных учреждений" (далее по тексту - СанПиН 2.1.3.1375-03), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 06.06.2003 N 124.
Кроме того, суды при принятии оспариваемых судебных актов исходил из того, что наличие события правонарушения, вина Общества в совершении вменяемого административного правонарушения подтверждены материалами административного дела, обстоятельств, исключающих производство по делу, не установлено.
В кассационной жалобе Общество просит отменить принятые по делу судебные акты и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ГУ ОВД г. Стрежевого требований, поскольку в помещениях по адресу: г. Стрежевой, ул. Ермакова, 120 (помещения 19, 20) оказание Обществом медицинских услуг не производилось.
По мнению заявителя жалобы, выводы судебных инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права.
В порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на кассационную жалобу от ГУ ОВД г. Стрежевого до начала судебного заседания не представлен.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом при принятии обжалуемых судебных актов норм материального и процессуального права, исходя из доводов жалобы, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что 23.04.2007 на основании постановления начальника ГУ ОВД г. Стрежевого от 23.04.2007 N 55-5/7 оперуполномоченным ОБЭП Стрежевского ГОВД проведена проверка финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности Общества, расположенного по адресу: г. Стрежевой, ул. Ермакова, 120 (помещения 19, 20).
В ходе проверки установлено, что Общество в нарушение подпункта "а" Постановления Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30 использует для оказания медицинских услуг помещения, не соответствующие установленным к ним требованиям, а именно: отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения на указанные помещения, в нарушение пункта 5.1. СанПиН 2.1.3.1375-03 в помещения отсутствует водопровод и канализация, в нарушение пункта 6.1 СанПиН 2.1.3.1375-03 отсутствует система вентиляции, в нарушение пункта 7.6 СанПин 2.1.3.1375-03 светильники общего освещения помещений, размещаемы на потолках, не оборудованы закрытыми рассеивателями.
Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 26.04.2007 N 55-5/7, на основании которого в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 26.04.2007 N 2267, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании указанного протокола начальник ОВД г. Стрежевой обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения принятые по делу судебные акты, исходит из установленных судом обстоятельств и следующих норм материального права.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Объективная сторона данного правонарушения включает нарушение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными актами в области лицензируемого вида деятельности.
В силу статьи 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых лицензиатом обязательно при ее осуществлении.
В соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановления Правительства РФ от 22.01.2007 N 30 (далее по тексту - Положение) медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению.
Согласно пункту 5 указанного Положения, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности являются, в том числе: наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и медицинской техники, необходимых для выполнения работ (услуг), соответствующих установленным к ним требованиям (подпункт "а"); соблюдение лицензиатом санитарных правил при осуществлении им медицинской деятельности (подпункт "ж").
Пунктом 6 Положения предусмотрено, что осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных пп. "а"-"г" и "е"-"з" п. 5 настоящего Положения.
Исходя из положений пункта 1.2. СанПиН 2.1.3.1375-03 санитарные правила предназначены для учреждений здравоохранения и других организаций по оказанию медицинской помощи населению в больницах, родильных домах, дневных стационарах и других лечебных учреждениях (далее по тексту - лечебные учреждения) независимо от их принадлежности и форм собственности.
Пункт 1.3. СанПиН 2.1.3.1375-03 предусматривает, что настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией лечебных учреждений.
Пункт 1.4. СанПиН 2.1.3.1375-03 устанавливает требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму, организации питания больных в лечебных учреждениях. Допускается размещать в жилых и общественных зданиях женские консультации, кабинеты врачей общей практики и частнопрактикующих врачей, лечебно-оздоровительные, реабилитационные и восстановительные Центры, а также дневные стационары при них при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.
Согласно пункту 5.1 СанПиН 2.1.3.1375-03 - все вновь строящиеся, реконструируемые и действующие лечебные учреждения, в том числе и дневные стационары, должны быть оборудованы водопроводом, канализацией, централизованным горячим водоснабжением. Качество воды для хозяйственно-питьевого назначения должно соответствовать требованиям санитарных правил, пункт 6.1 предусматривает, что системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха должны обеспечивать оптимальные условия микроклимата и воздушной среды помещений лечебных учреждений, светильники общего освещения помещений, размещаемые на потолках, должны быть со сплошными (закрытыми) рассеивателями (пункт 7.6 СаНПиН).
С учетом установленных обстоятельств, суд кассационной инстанции считает правомерными выводы судебных инстанций о том, что факт осуществления Обществом предпринимательской деятельности с грубыми нарушениями условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), подтвержден материалами административного дела (протоколом об административном правонарушении, объяснениями директора Общества от 23.04.1007, копией квитанции Общества от 21.04.2007 о приеме денежных средств в сумме 1 700 руб. за оказание медицинских услуг, на котором стоит печать Общества, а не индивидуального предпринимателя, письмом начальника ТОУ Роспотребнадзора по Тоской области от 25.04.2007 N 296, согласно которому санитарно-эпидемиологическое заключение на помещение по адресу: г. Стрежевой, ул. Ермакова, 120 (помещения 19, 20) не выдавалось, и в 2006-2007 г.г. Общество с заявлением о выдаче данного заключения не обращалось).
При таких обстоятельствах у суда имелись основания для привлечения Общества к административной ответственность за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права судебными инстанциями, являющихся в силу статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями к отмене принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Судами первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка доказательствам, представленным сторонами, и установлены юридически значимые обстоятельствам дела и у суда кассационной инстанции не имеется в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для их переоценки.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 23.05.2007 и постановление апелляционной инстанции от 24.10.2007 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-2228/07 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 февраля 2008 г. N Ф04-1017/2008(704-А67-43)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании