Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 19 февраля 2008 г. N Ф04-1015/2008(693-А75-23)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Няганская генерирующая компания" (далее - ООО "Няганская генерирующая компания") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением о признании недействующими постановления мэра города Нягани от 19.12.2005 N 2012 "Об установлении нормативов на жилищно-коммунальные услуги" в части определения нормативов на отопление, постановления главы города Нягани от 09.02.2006 N 168 "О внесении изменений в постановление мэра города от 19.12.2005 N 2012 "Об установлении нормативов на жилищно-коммунальные услуги".
Решением суда первой инстанции от 13.11.2007 оспариваемые ООО "Няганская генерирующая компания" нормативные акты признаны недействующими, как несоответствующие Закону Российской Федерации от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
В кассационной жалобе глава города Нягани, ссылаясь на нарушение арбитражным судом статьей 6, 7, 8, 9, 10, 41, 192, 193 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит отменить судебный акт первой инстанции и направить дело на новое рассмотрение.
Глава города Нягани заявляет, что правом на обжалование в арбитражном суде решений органа регулирования муниципального образования по установлению тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса обладают только соответствующие федеральные органы исполнительной власти и органы субъекта Российской Федерации.
По мнению главы муниципального образования, принимая решение, арбитражный суд неправомерно руководствовался Законом Российской Федерации от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", который не регулирует правила, определяющие порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг и требования к их формированию.
Кроме того, глава города Нягани не согласен с выводом суда о том, что оспариваемые нормативные акты принимались на основании отмененного распоряжения Правительства автономного округа от 15.04.2002 N 187-рп.
При этом заявитель жалобы утверждает, что нормативы на отопление в городе Нягани на 2006 год были разработаны в соответствии с приказом Министерства экономики Российской Федерации от 06.05.1999 N 240, методическими указаниями отдела энергетики Академии коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова от 1994 года, а также СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", СНиП 23-01-99 "Строительная климатология", СНиП "Общественные здания и сооружения".
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В судебном заседании представители главы города Нягани поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители ООО "Няганская генерирующая компания" отклонили доводы кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировал доводы кассационной жалобы и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 19.12.2005 мэром города Нягани принято постановление N 2012, которым с 01.02.2006 были установлены нормативы на жилищно-коммунальные услуги, в том числе на услуги отопления от 0,0217 Гкал/кв.м. до 0,0318 Гкал/кв.м. для 9-этажных жилых домов, общежитий до 1-этажных домов, общежитий, домов коттеджного типа, инвентарного жилого фонда 8-этиважных жилых домов.
Постановлением главы города Нягани N 168 от 9.02.2006 в указанное постановление внесены изменения нормативов на жилищно-коммунальные услуги, которые составили от 0,024 Гкал/кв.м. до 0,0333 Гкал/кв.м.
Полагая, что утвержденные главой муниципального образования нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению на 2006 год не отражают фактическую потребность тепловой энергии и не соответствуют Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, ООО "Няганская генерирующая компания" обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая судебный акт об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что согласно пункту 2 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц, обратившихся с требованием о признании такого акта недействующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.2003 N 2 определено, что под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
В силу пункта 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Согласно пункта 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" при применении статьи 29 Кодекса необходимо обратить внимание на то, что к подведомственности арбитражных судов относятся дела об оспаривании нормативных правовых актов и дела об административных правонарушениях, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В соответствии со статьей 52 Федерального закона Российской Федерации от 28.08.1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Следовательно, Федеральный закон от 28.08.1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" прямо определяет арбитражный суд в качестве суда, компетентного рассматривать дела об оспаривании нормативных правовых актов органов местного самоуправления, если они затрагивают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Такой подход подтверждается позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в Информационном письме от 13.08.2004 N 80.
ООО "Няганская генерирующая компания" осуществляет деятельность по поставке тепловой энергии потребителям. Исходя из того, что норматив потребления непосредственно влияет на размер получаемого предприятием дохода, оспариваемый нормативный акт затрагивает его права и законные интересы.
Суд кассационной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о незаконности установленных обжалуемым нормативным актом нормативов на отопление по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами, то есть органами местного самоуправления.
На основании пункта 1.2.13 Плана реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2006-2007 годы" и необходимости приведения нормативов потребления коммунальных услуг в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 до 31.12.2006, администрацией города Нягани на 2007 год были установлены нормативы потребления коммунальных услуг расчетным методом.
Нормативы потребления коммунальных услуг в оспариваемых постановлениях были разработаны в соответствии с методическими рекомендациями по формированию нормативов потребления услуг жилищно-коммунального хозяйства, утвержденными приказом Министерства экономики Российской Федерации от 06.05.1999 N 240 и методическими указаниями по определению расхода топлива, электроэнергии и воды на выработку тепла отопительными котельными коммунальных теплоэнергетических предприятий, разработанные отделом энергетики Академии коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова в 1994 году, предназначенные для использования работниками теплоэнергетических предприятий при проведении тепла и жилищно-коммунальных служб при определении расходов потребляемого тепла жилищно-коммунальным сектором, а также использованы: СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", СНиП 23-01-99 "Строительная климатология", СНиП "Общественные здания и сооружения.
Нормативы потребления коммунальных услуг, действовавшие в 2006 году и установленные постановлением мэра города Нягани от 19.12.2005 N 2012 (в редакции от 09.02.2006 N 168), были разработаны в соответствии с распоряжением правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15.04.2002 N 187-рп "Об утверждении методики определения региональных нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг".
Распоряжением правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.06.2005 N 241-рп "О признании утратившим силу распоряжения Правительства автономного округа от 15 апреля 2002 года N 187-рп" была отменена методика определения региональных нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что без отсутствия экономического обоснования нормативов потребления коммунальных услуг, без учета конструктивных и технических параметров и степени благоустройства отапливаемых домов, а также на основании отмененной методики установление нормативов на отопление противоречит требованиям Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Кроме того, следует учесть следующее.
В силу пункта 2 статьи 1, пунктов 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов - подлежат регулированию в соответствии с названным Федеральным законом.
Частью 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса осуществляют органы местного самоуправления.
Согласно статье 38 Устава города Нягани (принят решением Думы города Нягани от 28.07.2005 N 13) полномочия по решению вопросов местного значения в области жилищного хозяйства, коммунально-бытового обслуживания населения отнесены к компетенции администрации города Нягани.
Статьей 34 Устава города Нягани, предусматривающей полномочия главы города Нягани, решение вопросов в области жилищного хозяйства, коммунально-бытового обслуживания, в том числе по установлению нормативов на жилищно-коммунальные услуги, не значатся.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены судебного акта, и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 13.11.2007 по делу N А75-5767/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 февраля 2008 г. N Ф04-1015/2008(693-А75-23)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании