Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 6 марта 2008 г. N Ф04-1435/2008(1549-А03-19)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Рубцовский жилкоммунбытсервис" (далее - ООО "Рубцовский жилкоммунбытсервис") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Алтайскому краю (далее - инспекция) о признании недействительным решения от 27.04.2007 N РП-076К в части взыскания штрафа в сумме 179 379, 40 руб. и пеней в сумме 184 468,20 руб., начисленных за неправомерное неперечисление налога на доходы физических лиц.
Решением от 18.10.2008 Арбитражного суда Алтайского края требования заявителя удовлетворены частично. Оспариваемое решение инспекции признано недействительным в части взыскания штрафа в сумме 100 000 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ООО "Рубцовский жилкоммунбытсервис", ссылаясь на нарушение судом статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит отменить судебный акт первой инстанции.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировал доводы заявителя и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки правильности исчисления, удержания, полноты и своевременности уплаты налогов за период с 01.01.2004 по 06.03.2007, в том числе налога на доходы физических лиц, инспекцией составлен акт от 24.04.2007 и принято решение о привлечении ООО "Рубцовский жилкоммунбытсервис" к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 179 379,40 руб., начисленного за неправомерное неперечисление удержанных сумм налога на доходы физических лиц, предложено уплатить налог на доходы физических лиц в сумме 894 479 руб., указанную сумму штрафа и пени в сумме 184 468,20 руб.
Ссылаясь на наличие у предприятия большой дебиторской задолженности, как на смягчающее ответственность обстоятельство, ООО "Рубцовский жилкоммунбытсервис" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 27.04.2007 N РП-076К в части взыскания штрафа в сумме 179 379, 40 руб. и пеней в сумме 184 468,20 руб.
Исследовав материалы дела, суд первой инстанции установил, что налог на доходы физических лиц ООО "Рубцовский жилкоммунбытсервис" был удержан, но в нарушение положений статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации не перечислен в бюджет. В связи с этим суд признал правомерным привлечение данного налогового агента к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, но, учитывая наличие смягчающих ответственность обстоятельств, снизил размер взыскиваемого штрафа до 79 379,40 руб.
Согласно части 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нарушение судом норм процессуального права, на которое заявитель ссылается в кассационной жалобе, является основанием для изменения или отмены обжалуемого судебного акта, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Статьей 24 Налогового кодекса Российской федерации установлено, что налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации установлена ответственность за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, в виде взыскания штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.
Статьей 226 Налогового кодекса Российской федерации предусмотрено, что российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, приведенные в пункте 2 этой статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить налог, исчисленный в соответствии со статьей 224 названного Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей.
Из статьи 75 Налогового кодекса Российской федерации следует, что пенями признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В силу главы 11 Налогового кодекса Российской федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Поскольку статьей 226 Налогового кодекса Российской федерации обязанность по уплате в бюджет налога на доходы физических лиц возложена на налоговых агентов, то пени служат способом обеспечения исполнения обязанностей по уплате данного налога именно налоговым агентом.
Следовательно, пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц могут быть взысканы с налогового агента за счет его денежных средств и иного имущества.
Пунктом 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Принимая во внимание, что нормы материального права судом первой инстанции применены правильно и в кассационной жалобе не содержится указаний на доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 18.10.2007 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-7207/07-31 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 марта 2008 г. N Ф04-1435/2008(1549-А03-19)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании