Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 3 марта 2008 г. N Ф04-257/2008(729-А27-42)
(извлечение)
Индивидуальный предприниматель М. (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово Кемеровской области (далее - налоговый орган) о признании недействительным решения N 20444 от 30.08.2007 об отказе в осуществлении зачета (возврата) страховых взносов.
Решением от 28.09.2007 Арбитражного суда Кемеровской области заявленные предпринимателем требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Кемерово Кемеровской области просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт. Инспекция полагает, что поскольку страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога и находятся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации, налоговые органы не имеют права принимать решения о возврате (зачете) излишне уплаченных страховых взносов.
Общество отзыв на кассационную жалобу не представило.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения арбитражного суда, изучив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, предприниматель М. в связи с ошибочной уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд с указанием неверного кода бюджетной квалификации, обратилась к налоговому органу 22.08.2007 с заявлением о внесении соответствующие изменения, которые бы уточнили вид поступления страховых взносов.
Налоговый орган письмом от 30.08.2007 N 20444 отказал в зачете ошибочно уплаченных страховых взносов, ссылаясь на отсутствие правовых оснований.
Считая данный отказ незаконным, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции принял законный и обоснованный судебный акт.
Предприниматель М., уплачивая страховые взносы за 2006, 2007 годы, неверно указала коды бюджетной классификации 18210202010061000160, 18210202020061000160 вместо 18210202030061000160, 18210202040061000160, в связи с чем в своем обращении к налоговому органу 22.08.2007 просил внести соответствующие изменения, которые бы уточнили вид поступления страховых взносов.
Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.
В соответствии с положениями статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ предусмотрено право пенсионного органа осуществлять возврат страховых взносов страхователям лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий органам Пенсионного фонда Российской Федерации по возврату (зачету) страховых взносов законом не предоставлено.
Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ не установлен порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем к данным правоотношениям применяются положения пунктов 7, 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции исходил из того, что согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Федеральные органы государственной власти (их территориальные органы) наделяются полномочиями администратора доходов бюджетов в соответствии с приложением 11.1 к Федеральному закону от 15 августа 1996 года N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации".
Возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании платежных поручений и распоряжений вновь утвержденных администраторов поступлений в бюджет о возврате денежных средств плательщику.
Поскольку администратором поступлений по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба Российской Федерации, возврат (зачет) ошибочно уплаченных денежных средств в Пенсионный фонд Российской Федерации может осуществляться налоговыми органами в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, и в данном случае у налогового органа отсутствовали основания для отказа в проведении зачета или возврата.
С учетом изложенного, арбитражный суд обоснованно не принял доводы налогового органа о том, что последний не является уполномоченным органом в рассмотрении заявлений, связанных как с изменением кода бюджетной классификации, так и возвратом (зачетом) неправильно уплаченных страховых взносов. Оспариваемое решение налогового органа об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 30.08.2007 г. N 20444 правомерно признанно судом незаконным.
Арбитражным судом первой инстанции исследованы представленные в материалы дела доказательства, правильно применены нормы материального права. Оснований для отмены судебного акта исходя из доводов кассационной жалобы судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на налоговый орган.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 28.09.2007 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-5279/2007-5 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово Кемеровской области государственную пошлину в размере 1 000 (одна тысяча) рублей в доход федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 марта 2008 г. N Ф04-257/2008(729-А27-42)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании