Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 4 марта 2008 г. N Ф04-1337/2008(1375-А45-43)
(извлечение)
По данному делу см. также постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 ноября 2008 г. N Ф04-1337/2008(15329-А45-43)
Индивидуальный предприниматель В. (далее по тексту - предприниматель В.) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Новосибирской области р.п. Коченево (далее по тексту - Инспекция) об отмене постановления от 23.07.2007 N 07-070 о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 3 000 руб. по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) за неприменение контрольно-кассовой техники.
Заявленные требования мотивированы тем, что торговля осуществляется вне контейнера, который является местом складирования товара и данный контейнер нельзя отнести к помещению контейнерного типа, поскольку отсутствует прилавок, витрины, стеллажи для показа товара, отсутствует электричество.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 04.09.2007, которое оставлено без изменения судом апелляционной инстанции от 06.11.2007, заявленные требования предпринимателя В.оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе предприниматель В. просит отменить принятые по делу судебные акты и производство по делу прекратить.
По мнению заявителя используемый для торговли промышленными товарами контейнер предназначен для перевозки и временного хранения грузов, с приспособлениями, обеспечивающими механизированную установку и снятие ее с транспортных средств, поэтому используемый контейнер нельзя рассматривать как помещение контейнерного типа и статьи 2 и 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" не могут применены.
Кроме того, заявитель указывает, что его торговым местом является выносные столики "лоток" рядом с контейнером, а не помещение контейнера, в котором отсутствует тепло, свет, прилавки, витрины для показа товара и отдельный вход.
Заявитель указывает также, что законодатель ставит право на торговлю без применения контрольно-кассовой техники в зависимость от обустроенности места торговли и способа реализации товара.
В представленном отзыве Инспекция просит оставить без изменения принятые по делу судебные акты.
Суд кассационная инстанция, в соответствии с требованиями статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права, находит основания для отмены принятых по делу судебных актов.
Из материалов дела следует, что на основании поручения руководителя Инспекции от 10.07.2007 N 57 сотрудником налогового органа 10.07.2007 проведена проверка исполнения предпринимателем В. Федерального закона Российской Федерации от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее по тексту - Закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ).
По результатам проверки составлен акт от 10.07.2007 N 07-134, из которого следует, что предприниматель В. осуществляет торговлю товаром с контейнера и на момент проверки продавец продала товар и не отбила чек на контрольно-кассовой машине, поскольку последняя у предпринимателя В. отсутствовала по месту продажи товара, чем были нарушены требования статей 2, 5 Закона от 22.06.2003 N 54-ФЗ.
Определением от 10.07.2007 07-070 в отношении предпринимателя В. возбуждено дело об административном правонарушении и назначено проведение административного расследования.
По результатам административного расследования 19.07.2007 в отношении предпринимателя В. составлен протокол об административном правонарушении, из которого следует, что при проведении проверки торгового контейнера и продаже покупателю одной упаковки салфеток по цене 15 руб. не отпечатан кассовый чек на кассовом аппарате, так как в момент проверки в контейнере контрольно-кассовая техника отсутствует. Торговый контейнер обеспечивает показ и сохранность товара.
Постановлением от 23.07.2004 N 07-070 предприниматель В. привлечен к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ за неприменение контрольно-кассовой техники при проведении расчетов наличными денежными средствами в виде штрафа в сумме 3000 руб.
Считая принятое постановление Инспекции незаконным, предприниматель В. обратился с заявлением в арбитражный суд об отмене принятого налоговым органом постановления о назначении административного наказания от 23.07.2007.
Принимая решение, суд исходил из того, что осуществление торговли промышленными товарами из контейнера и со столика у контейнера не может считаться как торговля с лотка, при которой необязательно применение контрольно-кассовой машины.
Суд кассационной инстанции, отменяя принятые по делу судебные акты, исходит из обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, а равно индивидуальными предпринимателями без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовой техники влечет административную ответственность.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 вышеуказанного Закона организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при торговле на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами.
Из вышеизложенной нормы права следует, что право на торговлю без применения контрольно-кассовой техники законодатель ставит в зависимость от места торговли, его обустроенности и способа реализации товара.
Вместе с тем данные, характеризующие контейнер как обустроенное торговое место и обеспечивающее показ и сохранность товара, в представленных налоговым органом документах: протоколе об административном правонарушении от 19.07.2007 N 070070 и акте от 10.07.2007 N 07-134, составленных по результатам проведенной проверки, не указаны.
Более того, из вышеуказанных процессуальных документов не следует, что продажа товара без использования контрольно-кассовой машины произведена с контейнера.
В протоколе об административном правонарушении от 19.07.2007 N 07-070 и постановлении инспекции о назначении наказания от 23.07.2004 N 07-070 указано, что при проверке торгового контейнера, принадлежащего предпринимателю В. и расположенного по адресу: р.п. Коченево, ул. Банковская, 6 установлена продажа продавцом влажных гигиенических салфеток по цене 15 руб. без выдачи кассового чека в связи с отсутствием контрольно-кассовой машины в контейнере.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательствами, на которые Инспекция ссылается как на основания для привлечения предпринимателя В. к административной ответственности, являются фотоснимки торгового места, на которых, по мнению налогового органа, изображено торговое место предпринимателя В., которое представляет собой контейнерное помещение, сделанное из листового металла, которое имеет запирающее устройство и в ночное время дверь контейнера закрывается на замок.
На основании представленных налоговым органом фотоснимков контейнера, принадлежащего, по мнению налогового органа, предпринимателю В., суд пришел к выводу о том, что торговля товаром осуществляется из контейнера, относящийся к типу помещений - киоску, который является стационарным помещением. Отсутствие тепла и электричества в контейнере, свидетельствующие о том, что такое торговое место не является обустроенным, не приняты судом как обстоятельства, исключающие применение в данном помещении контрольно- кассовой машины.
Однако данные выводы суда противоречат требованиям Федерального закона Российской Федерации от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", которым предусмотрено, что право на торговлю без применения контрольно-кассовой техники законодатель ставит в зависимость от места торговли, его обустроенности и способа реализации товара.
Указанные выше обстоятельства свидетельствует о том, что судебными инстанциями приняты обжалуемые судебные акты по неполно выясненным обстоятельствам дела.
Более того, принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных предпринимателем В. требований о признании незаконным и отмене постановления налогового органа о привлечении к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ, судебные инстанции в нарушение пункта 2 части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не указали основания, по которым отклонены приведенные в обоснование возражений доводы предпринимателя В. о том, что контейнер не может рассматриваться как помещение контейнерного типа и не представляет торговую точку (киоск) в совокупности с лотком (столами), поскольку из контейнера не осуществляется торговля так как контейнер не обустроен для покупателей, нет прилавка, витрин и стеллажей, используется только для хранения товара.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 и пункту 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд должен установить фактические обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно и непосредственно исследовать имеющиеся доказательства в их совокупности.
Частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекс Российской Федерации предусмотрено, что принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
По вышеуказанным обстоятельствам, суд кассационной инстанции считает, что принятые по делу судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же арбитражного суда.
При новом рассмотрении дела суду следует устранить указанные нарушения, всесторонне, полно и объективно исследовать все имеющиеся материалы, при необходимости предложить сторонам представить дополнительные доказательства, и дать оценку всем доводам сторон.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 04.09.2007 и постановление апелляционной инстанции от 06.11.2007 Арбитражного суда Новосибирской области по делу А45-9844/07-49/116 отменить и дело направить на новое рассмотрение в арбитражный суд Новосибирской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 марта 2008 г. N Ф04-1337/2008(1375-А45-43)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании