Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 26 февраля 2008 г. N Ф04-1109/2008(931-А46-9)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Омские гастрономы" (далее - ООО "Омские гастрономы") обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к индивидуальному предпринимателю Р. (далее - предприниматель) и департаменту недвижимости администрации города Омска (далее - департамент недвижимости) о признании недействительными договоров аренды земельных участков от 30.06.2006 N Д-Ц-21-6373 и N Д-Ц-21-6374, а также об отмене государственной регистрации указанных договоров.
Заявленные требования мотивированы тем, что спорные договоры аренды подписаны неуполномоченным лицом, без проведения торгов на право заключения договора аренды в нарушении постановления Правительства Омской области от 16.06.2006 N 73-п "О мерах по совершенствованию регулирования земельных отношений на территории г. Омска".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, суд привлек Главное управление по земельным ресурсам Омской области (далее - управление по земельным ресурсам).
В связи с переименованием департамента недвижимости суд определением от 23.04.2007 произвел замену департамента недвижимости на департамент имущественных отношений администрации города Омска (далее - департамент имущественных отношений).
Решением от 17.07.2007, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 23.10.2007, суд отказал в удовлетворении исковых требований, придя к выводу об отсутствии оснований для признания договоров аренды недействительными по статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе ООО "Омские гастрономы", ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, на неполное установление фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить судебные акты и удовлетворить заявленные требования.
Податель жалобы считает, что суд не применил статью 38 Земельного кодекса Российской Федерации, подлежащую применению; что спорные договоры аренды должны были быть заключены на аукционах; что судом не установлена фактическая дата заключения спорных договоров. Кроме того, общество, ссылаясь на то, что сделка зарегистрирована после 01.07.2006, утверждает, что нарушен порядок предоставления земельных участков в аренду, установленный Постановлением Правительства Омской области от 16.06.2006 N 73-п, и вследствие этого договор подписан неуполномоченным лицом - департаментом недвижимости администрации города Омска.
Управление по земельным ресурсам и предприниматель Р. в представленных отзывах высказались против удовлетворения кассационной жалобы, считая её доводы необоснованными.
В судебном заседании представитель предпринимателя Р. отклонил доводы кассационной жалобы, как направленные на переоценку доказательств по делу, просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Департамент имущественных отношений не обеспечил явку своего представителя в заседание суда и направление отзыва в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена при отсутствии представителей ООО "Омские гастрономы", департамента имущественных отношений и управления по земельным ресурсам, извещенных надлежащим образом о судебном заседании по данному делу.
Проверив в соответствии с правилами статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права при разрешении настоящего дела, суд кассационной инстанции не выявил оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 26.08.2005 и 10.02.2006 предпринимателем Р. были поданы заявки в департамент недвижимости на предоставление земельных участков под размещение объектов для целей, не связанных со строительством.
По итогам рассмотрения указанных заявок директором департамента недвижимости принято распоряжение от 30.06.2006 N 3290-р "О предоставлении Р. в аренду земельных участков, расположенных по улице Красный Путь, дом. 65 в Центральном административном округе города Омска".
Согласно указанному распоряжению предпринимателю Р. предоставлены в аренду сроком на три года земельные участки, относящиеся к категории земель поселений, а именно:
- земельный участок общего пользования, площадью 9 кв. метров, с кадастровым номером 55:36:04 01 01:3016 для размещения киоска по реализации продуктов питания; с местоположением, установленным в 43 метрах юго-восточнее относительно 12-этажного жилого дома с почтовым адресом: город Омск, ул. Красный Путь, дом 65 в Центральной административном округе городе Омска;
- земельный участок общего пользования, площадью 9 кв. метров с кадастровым номером 55:36:04 01 01:3017 для размещения киоска по реализации сигарет; с местоположением, установленным в 45 метрах юго-восточнее относительно 12-этажного жилого дома с почтовым адресом: город Омск, ул. Красный Путь, д. 65 в Центральном административном округе города Омска.
Во исполнение распоряжения от 30.06.2006 N 3290-р между департаментом недвижимости и предпринимателем 30.06.2006 были подписаны договоры аренды названных земельных участков за N Д-Ц-21-6373 и N Д-Ц-21-6374.
В установленном законом порядке 31.08.2006 и 01.09.2006 произведена государственная регистрация данных договоров аренды земельных участков.
ООО "Омские гастрономы", считая договоры аренды земельных участков подписанными от имени арендодателя неуполномоченным лицом и заключенными с нарушением установленного порядка предоставления земельных участков в аренду, обратилось с иском о признании их ничтожными на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судебные инстанции, отказывая обществу в удовлетворении исковых требований, пришли к выводу о том, что оспариваемые договоры аренды земельных участков заключены в соответствии с требованиями действующего законодательства и со стороны арендодателя подписаны уполномоченным лицом.
Суд кассационной инстанции считает данные выводы суда законными, обоснованными.
В соответствии со статьей 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Материалами дела подтверждается, что земельные участки, переданные предпринимателю в аренду, расположены на территории города Омска и входят в состав земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции от 31.12.2005) распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
Судебные инстанции, проанализировав нормы подпункта 2, 12 пункта 21 Положения о департаменте недвижимости администрации города Омска, утвержденного постановлением Мэра г. Омска от 10.08.2005 N 395-п (в ред. от 20.10.2005), правильно указали, что департамент недвижимости правомочен был от имени собственника заключать договоры аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности.
Также правильным следует признать вывод суда о том, что предприниматель имел право на заключение оспариваемых договоров аренды земельных участков, поскольку решение о предоставлении этих земельных участков в аренду принято 30.06.2006 уполномоченным органом - департаментом недвижимости.
Спорные земельные участки, как установлено судебными инстанциями, предоставлены в аренду предпринимателю в соответствии с Порядком рассмотрения заявок о предоставлении земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органа местного самоуправления, для целей, не связанных со строительством, утвержденным постановлением Мэра города Омска от 21.05.2003 N 215-п.
Судом апелляционной инстанции обоснованно отклонен довод ООО "Омские гастрономы" о неприменении статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации, регламентирующей приобретение земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора аренды такого земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах).
Указанная норма Земельного кодекса Российской Федерации и принятое в соответствии с ней постановление Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной и муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков" не устанавливают требование об обязательном проведении торгов для приобретения права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством.
На основании статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
ООО "Омские гастрономы" в нарушении требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило доказательств нарушения своих прав и законных интересов оспариваемыми сделками.
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении норм материального права, о не соответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела не нашли своего подтверждения при проверке материалов дела.
Приведенные в кассационной жалобе доводы признаются несостоятельными, поскольку являлись предметом рассмотрения в судебных инстанциях, и по существу направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств дела, что противоречит положениям статьи 286, части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела арбитражным судом всесторонне, полно и объективно исследованы представленные доказательства и приведенные лицами, участвующими в деле, доводы, правильно установлены фактические обстоятельства дела, не допущено нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 284, 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решением от 17.07.2007 и постановление от 23.10.2007 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-2433/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу ООО "Омские гастрономы" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 февраля 2008 г. N Ф04-1109/2008(931-А46-9)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании