Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 4 марта 2008 г. N Ф04-1191/2008(1073-А46-13)
(извлечение)
Прокурор Омской области обратился с иском к МП "Тепловая компания", 4 отряду Государственной противопожарной службы Министерства по чрезвычайным ситуациями России по охране Советского административного округа г. Омска о признании недействительным подпункта 3.2.1 пункта 3.2 государственного контракта на отпуск тепловой энергии N 7860 от 21.03.2007, заключенного между ответчиками.
Исковые требования мотивированы ссылкой на нарушения при заключении договора ответчиками положений Федерального закона Российской Федерации "О защите конкуренции", статей 1, 4 Федерального закона Российской Федерации "О пожарной безопасности", статей 10, 421, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.11.95 N 1173 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства".
Решением от 16.11.2007 (судья: Ж.) в иске отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что стороны оспариваемым условием договора предусмотрели возможность ограничения отпуска энергии в случае сверхлимитного потребления с предварительным уведомлением абонента.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2007 решение отменено, исковые требования удовлетворены.
Суд признал, что подпункт 3.2.1 пункта 3.2 контракта в части наличия у энергоснабжающей организации права полного или частичного ограничения режима потребления тепловой энергии до уровня аварийной брони не соответствует Указу Президента Российской Федерации N 1173 от 23.11.1995 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства".
МП "Тепловая компания" не согласно с постановлением апелляционного суда.
В жалобе указывает на то, что суд неправильно применил нормы материального права. По мнению заявителя, в рассматриваемом случае необходимо руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2002 N 364. Спорный пункт договора изложен строго в соответствии с указанным постановлением.
На основании изложенного заявитель жалобы просит судебный акт отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Прокурор постановление находит законным и обоснованным.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, между МП "Тепловая компания" и 4 отрядом Государственной противопожарной службы Министерства по чрезвычайным ситуациями России по охране Советского административного округа г. Омска заключен государственный контракт на отпуск тепловой энергии N 7860 от 21.03.2007, согласно которому предприятие обязалось оказывать отряду услуги по поставке тепловой энергии, а последний - оплачивать их.
В подпункте 3.2.1 пункта 3.2 контракта предусмотрено, что энергоснабжающая организация имеет право предварительно предупредив абонента за три дня полностью отключить или ограничить отпуск тепловой энергии до уровня аварийной брони в случаях:
- неоплаты двух и более расчетных периодов абонентом потребленной тепловой энергии, холодной воды, подпиточной воды, превышающей величину установленных лимитов бюджетных обязательств по настоящему контракту;
- самовольного подключения к теплосети теплопотребляющих систем, не предусмотренных настоящим контрактом, а также самовольного подключения к теплосети абонента теплопотребляющих систем других организаций;
- ввода в эксплуатацию систем теплопотребления без участия представителя энергоснабжающей организации;
- присоединения систем теплопотребления до приборов учета;
- превышения температуры обратной сетевой воды более чем на 5 процентов против графика;
- недопущения представителей энергоснабжающей организации, предъявивших служебное удостоверение, к системам теплопотребления и системам учета тепловой энергии;
- в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Согласно статье 2 Федерального закона "Об электроэнергетике" отношения в области энергоснабжения регулируются кроме Конституции Российской Федерации, Закона об электроэнергетике, также правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
В силу пунктов 1, 2 Указа Президента РФ от 23.11.1995 N 1173 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства" ограничение или прекращение оказания услуг по теплоснабжению воинским частям, учреждениям, в которых предусмотрена военная служба, являются действиями, нарушающими безопасность государства. Правительству РФ указано принять неотложные меры по недопущению ограничения или прекращения отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды) воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.
Апелляционным судом обоснованно установлено, что в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности", Положением "О Федеральной противопожарной службе", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2005 N 385, государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны. На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Таким образом, любое ограничение или прекращение обеспечения услугами энергоснабжения указанных органов, в том числе и пожарной части, классифицируется Указом Президента Российской Федерации N 1173 от 23.11.1995 как действие, нарушающее безопасность государства.
О недопустимости одностороннего отказа энергоснабжающей организации от исполнения договора, абонентом по которому является юридическое лицо, в случаях, установленных законом или иными правовыми актами, свидетельствует и содержание пункта 1 статьи 546 Гражданского кодекса.
Таким образом, приведенная выше норма Гражданского кодекса не исключает, наряду с положениями законодательства, на которые ссылается в жалобе заявитель, возможности регулирования отношений, связанных с энергоснабжением, и иными правовыми актами, в том числе и указами Президента Российской Федерации, устанавливающими особые условия исполнения такого рода обязательств в отношении организаций, обеспечивающих безопасность государства.
Более того, решением Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2006 N ГКПИ06-465 пункт 1 Указа Президента Российской Федерации N 1173 признан действующим и непротиворечащим законодательству Российской Федерации.
Учитывая изложенное, постановление апелляционного суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2007 по делу N А46-5608/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 марта 2008 г. N Ф04-1191/2008(1073-А46-13)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании