Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 4 марта 2008 г. N Ф04-1431/2008(1545-А81-3)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Момент" (далее - ООО "Момент", Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Инспекция ФНС РФ, налоговый орган) о признании недействительным решения от 15.11.2007 N 12-25/32.
Одновременно Общество заявило ходатайство о применении обеспечительных мер в виде запрета налоговому органу совершать действия, направленные на приостановление операций по счетам налогоплательщика и взыскание в бесспорном порядке сумм налогов, пени и штрафов до принятия решения по существу спора.
Определением от 13.12.2007 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа ходатайство ООО "Момент" удовлетворено. Суд запретил Инспекции ФНС РФ совершать действия по приостановлению операций по счетам Общества и по взысканию в бесспорном порядке штрафов в сумме 5 196 000 руб., пени в сумме 1 466 979 руб. и налогов в сумме 6 651 547 руб. до принятия решения по существу спора.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта не проверялись.
В кассационной жалобе Инспекция ФНС РФ, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права и процессуального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит определение от 13.12.2007 отменить. Считает, что Общество не доказало наличие оснований для принятия обеспечительных мер.
Отзыв на кассационную жалобу ООО "Момент" не представлен.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судом при вынесении судебных актов норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки Инспекцией ФНС РФ принято решение от 15.11.2007 N 12-25/32 о привлечении ООО "Момент" к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 5 196 000 руб. Кроме того, налогоплательщику доначислено и предложено уплатить 6 651 547 руб. недоимки по налогам и 1 466 979,25 руб. пени за их несвоевременную уплату.
Полагая, что указанный ненормативный правовой акт налогового органа не соответствует нормам действующего законодательства, нарушает его права и законные интересы как налогоплательщика, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным, заявив ходатайство о принятии обеспечительных мер.
Удовлетворяя ходатайство налогоплательщика о принятии обеспечительных мер, арбитражный суд исходил из того, что в рассматриваемом случае имеются установленные законом основания для применения обеспечительных мер.
В соответствии со статьей 90 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры). В части 2 названной статьи указано, что обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта либо причинить значительный ущерб заявителю.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 91 Арбитражного процессуального кодекса РФ обеспечительной мерой может быть запрещение ответчику и другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора.
Приведенный в статье 91 Арбитражного процессуального кодекса РФ перечень обеспечительных мер не является исчерпывающим, суд может принять иные обеспечительные меры. Частью 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусмотрено, что обеспечительной мерой может быть приостановление действия оспариваемого акта, решения.
Решая вопрос о принятии обеспечительных мер, суд правомерно принял во внимание то обоснование необходимости их применения, которое указано заявителем.
В обоснование заявленного ходатайства ООО "Момент" ссылалось на право налогового органа приостановить операции по счетам налогоплательщика, а также принять меры к принудительному взысканию денежных средств в бесспорном порядке, что повлечет для него негативные последствия в виде уменьшения активов предприятия, неисполнения текущих обязательств перед контрагентами и работниками.
Согласно статье 2 Арбитражного процессуального кодекса РФ основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую или иную экономическую деятельность. Это предполагает не только возможность заинтересованного лица обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса, но и реальность исполнения вступившего в законную силу судебного акта.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, поскольку предметом заявленных требований является признание недействительным акта налогового органа, мерой, гарантирующей возможность реализовать решение суда по данному делу, для налогоплательщика является предотвращение неблагоприятных последствий, связанных с возможностью совершения налоговым органом действий по бесспорному взысканию денежных средств на основании оспариваемого документа.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 06.11.2004 N 390-О, обеспечительные меры в административном судопроизводстве, осуществляемом арбитражным судом, не носят дискриминационного характера по отношению к какой-либо стороне в процессе; их применение осуществляется в рамках дискреционных полномочий арбитражного суда и на основании принципов состязательности и процессуального равноправия сторон.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Определения Конституционного Суда РФ следует читать как "06.11.2003"
С учетом этого, удовлетворяя ходатайство ООО "Момент" о принятии обеспечительных мер, суд обоснованно исходил из того, что единовременное списание суммы задолженности на основании статей 46-47 Налогового кодекса РФ в бесспорном порядке может причинить значительный ущерб заявителю, существенно затруднить восстановление его нарушенных прав в случае удовлетворения заявленных требований.
Доводы Инспекции ФНС РФ о недоказанности Обществом наличия оснований для принятия обеспечительных мер, предусмотренных частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса РФ, несостоятельны.
В силу пункта 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 83 у налогоплательщика отсутствует необходимость доказывать то, что в случае непринятия обеспечительных мер наступят указанные в статье 90 Арбитражного процессуального кодекса РФ последствия, так как они напрямую вытекают из существа оспариваемого им решения.
В связи с тем, что рассмотрение дела и принятие судебного акта до истечения предоставленного налогоплательщику срока для добровольной уплаты налогов, пени и штрафа невозможно, суд обоснованно допускал возможность безакцептного списания налоговым органом доначисленных сумм.
Списание денежных средств в бесспорном порядке и последующее удовлетворение требований налогоплательщика будут препятствовать соблюдению правил части 7 статьи 201 АПК РФ о немедленном исполнении решения суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, которое подразумевает под собой немедленное восстановление прав и законных интересов заявителя, нарушенных принятием акты, признанного судом недействительным. Как правильно указал суд, налогоплательщик будет вынужден принимать определенные меры для возврата незаконно списанных налоговых платежей.
Установленная же статьей 79 Налогового кодекса РФ процедура возврата налогоплательщику из бюджета излишне взысканных сумм налоговых платежей, на которую ссылается Инспекция ФНС РФ, как показывает судебная практика, сложна и продолжительна во времени.
Кроме того, в данном случае выплата процентов на сумму излишне взысканного налога, начисление которых предусмотрено пунктом 5 статьи 79 Налогового кодекса РФ, производится за счет общих поступлений в бюджет и, соответственно, увеличивает расходную часть бюджета, что не может быть признано оправданным.
Потери же бюджета в связи с принятием обеспечительных мер невозможны, так как в случае неудовлетворения требований заявителя сумма будет взыскиваться с учетом пени, начисленной за период запрета Инспекции ФНС РФ совершать действия, направленные на бесспорное взыскание доначисленных налоговых платежей.
Таким образом, принятые обеспечительные меры направлены на уменьшение негативных последствий действия ненормативного правового акта налогового органа и обеспечение защиты имущественных интересов Общества, не нарушая при этом баланс частных и публичных интересов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
определение от 13.12.2007 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-4758/07 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п.5 ст.79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
По результатам налоговой проверки налоговым органом принято решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности в виде штрафа. Кроме того, налогоплательщику предложено уплатить недоимку по налогам и пени за их несвоевременную уплату.
Полагая, что указанный ненормативный правовой акт налогового органа не соответствует нормам действующего законодательства, нарушает его права и законные интересы, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с ходатайством о принятии обеспечительных мер.
Суд указал, что в силу п.2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 83 у налогоплательщика отсутствует необходимость доказывать то, что в случае непринятия обеспечительных мер наступят указанные в ст.90 АПК РФ последствия, так как они напрямую вытекают из существа оспариваемого им решения.
Установленная ст.79 НК РФ процедура возврата налогоплательщику из бюджета излишне взысканных сумм налоговых платежей сложна и продолжительна во времени.
Потери для бюджета в связи с принятием обеспечительных мер невозможны, так как в случае неудовлетворения требований заявителя сумма будет взыскиваться с учетом пени, начисленной за период запрета налоговому органу совершать действия, направленные на бесспорное взыскание доначисленных налоговых платежей.
Обеспечительные меры направлены на уменьшение негативных последствий действия ненормативного правового акта налогового органа и обеспечение защиты имущественных интересов налогоплательщика, не нарушая при этом баланс частных и публичных интересов.
Учитывая изложенное, заявление налогоплательщика о принятии обеспечительных мер удовлетворено.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 марта 2008 г. N Ф04-1431/2008(1545-А81-3)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании