Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 13 марта 2008 г. N Ф04-1630/2008(1898-А45-29)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Союзпечать" (далее по тексту общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением об отмене постановления N 513 от 26.09.2007 межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 12 по Новосибирской области г. Искитим (далее по тексту инспекция) о привлечении к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявленные требования мотивированы отсутствием оснований для привлечения к ответственности.
Решением от 30.11.2007 Арбитражного суда Новосибирской области требования общества удовлетворены.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялась.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного обществом требования. Податель жалобы считает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а также судом неправильно применены нормы материального права.
Отзыв на кассационную жалобу от общества к началу рассмотрения дела не поступил.
В судебном заседании представители просили оставить решение без изменения, жалобу без удовлетворения.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Из материалов дела следует, что сотрудниками инспекции проведена 13.09.2007 проверка соблюдения обществом Закона Российской Федерации N 54-ФЗ от 22.05.2003 "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее по тексту Закон о ККТ) в отделе "Канцелярские товары".
В ходе проверки был установлен факт продажи 2 ручек - автомат по цене 5 руб. каждая и журнала "ТелеСемь" без применения контрольно-кассовой машины (далее по тексту ККМ), что отражено в акте N 090302 от 13.09.2007 и протоколе об административном правонарушении N 513 от 17.09.2007.
Начальником инспекции 26.09.2007 вынесено постановление о привлечении общества к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Считая постановление незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, арбитражный суд исходил из того, что в силу пункта 3 статьи 2 Закона о ККТ, общество имеет право на осуществление наличных денежных расчетов без применения ККМ.
Кассационная инстанция, оставляя решение без изменения, исходит из следующего.
Согласно статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона о ККТ организации или индивидуальные предприниматели могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при продаже газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно.
Данная норма подлежит применению не только при продаже газет и журналов в киосках, но и в других торговых точках, специализирующихся на торговле газетно-журнальной продукцией, поскольку определяющим в данном случае является ассортимент продаваемого товара - продажа газет и журналов, а также сопутствующих товаров при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не мене 50% и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Ассортиментный перечень сопутствующих товаров и услуг, реализуемых через газетно-журнальные киоски, утвержден Постановлением Администрации Новосибирской области N 32-па от 02.05.2006.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Факт совершения обществом административного правонарушения налоговым органом не доказан, основания для привлечения общества к административной ответственности отсутствуют.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
Решение от 30.11.2007 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-12988/2007-2/98 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения. Возвратить МИФНС N 12 по Новосибирской области госпошлину в размере 1000 (одной тысячи) руб. как ошибочно уплаченную в бюджет, перечисленную платежным поручением N 8 от 21.01.2008.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В силу п.3 ст.2 Федерального закона N 54-ФЗ от 22.05.2003 "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" организации могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при продаже газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля их продажи в товарообороте составляет не менее 50 % и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта РФ. При этом учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно.
По мнению организации, она имеет право на осуществление наличных денежных расчетов без применения ККМ.
Как указал суд, норма подлежит применению не только при продаже газет и журналов в киосках, но и в других торговых точках, специализирующихся на торговле газетно-журнальной продукцией.
Определяющим в данном случае является ассортимент продаваемого товара - продажа газет и журналов, а также сопутствующих товаров при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не мене 50% и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта РФ.
Ассортиментный перечень сопутствующих товаров и услуг, реализуемых через газетно-журнальные киоски, утвержден Постановлением администрации субъекта РФ.
При этом факт нарушения организацией данной нормы - несоответствия ассортимента продаваемого товара и установленной доли его в товарообороте - ИФНС не доказала.
В соответствии со ст.14.5 КоАП РФ продажа товаров в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин - влечет наложение административного штрафа.
Следовательно, привлечение к ответственности по ст.14.5 КоАП РФ возможно лишь при неприменении ККМ в случае, если законом предусмотрена обязательность ее применения.
Таким образом, суд счел, что событие административного правонарушения не доказано, поэтому привлечение организации к административной ответственности по ст.14.5 КоАП РФ является неправомерным.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 марта 2008 г. N Ф04-1630/2008(1898-А45-29)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании