Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 3 апреля 2008 г. N Ф04-2274/2008(3231-А03-43)
(извлечение)
Прокурор Целинного района Алтайского края (далее по тексту - прокурор) обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью "Консультант Практика", с. Лесное Бийского района Алтайского края (далее по тексту - Общество) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
Заявленные требования мотивированы тем, что Общество использует объект нежилого фонда, находящийся в федеральной собственности без надлежаще оформленных документов, в том числе и без согласия собственника данного имущества.
Решением от 05.12.2007, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2008 Арбитражного суда Алтайского края, заявленные прокурором требования удовлетворены в полном объеме.
Принимая решения, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что совершение Обществом вменяемого ему административного правонарушения доказано материалами административного дела. Обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению норм закона, за нарушение которых настоящим Кодексом и законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
В кассационной жалобе Общество просит отменить принятые по делу судебные акты и производство по делу прекратить за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
При этом Общество ссылается на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также не исследованность обстоятельств, имеющих значение для дела.
По мнению Общества, при составлении прокурором постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении допущены нарушения процессуальных требований, предусмотренных статьями 25.5 и 28.2 КоАП РФ.
Кроме того, заявитель жалобы указывает, что представитель Общества не участвовал в рассмотрении судом первой инстанции дела об административном правонарушении, поскольку после объявления судом перерыва в судебном заседании представитель Общества выехал в г. Барнаул, а суд не уведомил Общество о времени и месте судебного заседания.
Отзывы на кассационную жалобу до начала судебного заседания прокурором Целинного района Алтайского края и третьим лицом не представлены.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Целинного района Алтайского края проведена проверка исполнения законодательства об использовании находящихся в федеральной собственности объектов нежилого фонда.
В ходе проверки установлено, что Обществом для оказания услуг и продажи канцелярских товаров используется помещение в здании, находящемся в с. Целинное, ул. Ленина, 17, которое является объектом федеральной собственности и закреплено за Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Алтайскому краю на праве оперативного управления, без надлежаще оформленных документов.
Кроме того, предоставление помещения Обществу налоговым органом не согласовано с собственником имущества в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Алтайскому краю.
По данному факту 10.10.2007 прокурором вынесено постановление о возбуждении в отношении Общества производства об административном правонарушении по части 2 статьи 7.24 КоАП РФ и заявление о привлечении Общества к административной ответственности с прилагаемыми материалами административного дела направлены в арбитражный суд.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения принятые и обжалуемые по делу судебные акты, исходит из установленных судами обстоятельств дела и следующих норм материального и процессуального права.
Административная ответственность за использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов предусмотрена частью 2 статьи 7.24 КоАП РФ.
Объективная сторона вменяемого Обществу административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.24 КоАП РФ, состоит в действиях по использованию находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда.
Согласно статье 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 200 "Вопросы федерального агентства по управлению федеральным имуществом" (пункты 1, 4, 5), от 27.11.2004 N 691 "О федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом" (пункты 1, 4, 5.3, 5.4, 5.5) установлено, что Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом и деятельность, непосредственно через свои территориальные органы. Агентство осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных учреждений: ведет учет федерального имущества, реестр федерального имущества, осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления государственных учреждений.
В соответствии со статьей 608 Гражданского кодекса Российской Федерации право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
Судом установлено и из материалов дела следует, что событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.24 КоАП РФ, имело место, и факт его совершения Обществом нашел свое подтверждение представленными доказательствами.
Выводы судебных инстанций о том, что используемое Обществом имущество является федеральной собственностью, основаны на исследовании в судебных заседаниях документов, представленных сторонами в обоснование своих требований и возражений, в совокупности с другими доказательствами, имеющими значение для дела.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом установлена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела следует, что нежилое помещение, находящееся в федеральной собственности, Обществом использовалось с июля 2006 года по 10.10.2007 без заключения договора аренды и при отсутствии надлежаще оформленных документов, позволяющих ему использовать в установленном законом порядке данный объект недвижимости. Договор аренды используемого Обществом федерального имущества заключен был только 20.11.2007.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции считает правомерными выводы судебных инстанций о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.24 КоАП РФ.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали материалы дела, дали надлежащую правовую оценку всем доказательствам по делу, применили нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального законодательства.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на полном, объективном и всестороннем исследовании обстоятельств дела.
Доводы Общества, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций и направлены на переоценку данных выводов, поэтому у суда кассационной инстанции, в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о пределах его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки этих выводов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 05.12.2007 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2008 по делу N А03-10158/07-36 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 апреля 2008 г. N Ф04-2274/2008(3231-А03-43)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании