Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 17 апреля 2008 г. N Ф04-2475/2008(3807-А03-19)
(извлечение)
Муниципальное унитарное предприятие тепловодоснабжения "Первомайское" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Алтайскому краю (далее - инспекция) о признании недействительным решения от 29.05.2007 N 2145 о взыскании налогов за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках.
Решением от 07.11.2007 Арбитражного суда Алтайского края в удовлетворении заявленных предприятием требований отказано.
Постановлением от 18.01.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприятие, ссылаясь на неправильно истолкование судебными инстанциями статей 5, 94 и 95 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), просит отменить судебные акты и принять новое решение о признании недействительным решения инспекции от 29.05.2007 N 2145.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы предприятия и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, определением Арбитражного суда Алтайского края от 19.09.2006 по делу N А03-12420/06-Б принято к производству заявление инспекции о признании предприятия несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда Алтайского края от 25.10.2006 в отношении предприятия введена процедура банкротства - наблюдение сроком до 21.03.2007.
Определением Арбитражного суда Алтайского края от 21.03.2007 в отношении предприятия введена процедура внешнего управления на срок 18 месяцев.
Инспекция выставила предприятию требование N 10650 по состоянию на 26.04.2007 об уплате налогов в общей сумме 302451 руб. и 474 666,83 руб. пеней в срок до 12.05.2007.
В связи с неисполнением предприятием указанного требования в установленный срок инспекция приняла решение от 29.05.2007 N 2145 о взыскании налогов в общей сумме 302451 руб. за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках.
Не согласившись с указанным ненормативным правовым актом налогового органа, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленных предприятием требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что в соответствии с пунктом 1 статьи 94 Закона о банкротстве с даты введения внешнего управления вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных этим Законом.
Пунктом 1 статьи 95 Закона о банкротстве предусмотрено, что мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления.
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона о банкротстве текущими платежами являются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства.
В пункте 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 дано разъяснение о том, что при применении пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве и решении вопроса о моменте возникновения обязательного платежа для целей отнесения соответствующих требований к текущим или к подлежащим включению в реестр требований кредиторов судам необходимо учитывать, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последней даты срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен.
Таким образом, датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога.
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что обязанность предприятия по уплате указанных в решении инспекции от 29.05.2007 N 2145 сумм налогов возникла 01.01.2007, то есть после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, что в кассационной жалобе не опровергается.
Поскольку взыскиваемые инспекцией обязательные платежи являются текущими, судебные инстанции обоснованно отказали в удовлетворении требований заявителя.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 07.11.2007 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 18.01.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-8796/2007-21 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 апреля 2008 г. N Ф04-2475/2008(3807-А03-19)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании