Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 7 февраля 2008 г. N Ф04-763/2008(186-А03-6)
(извлечение)
Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Барнаула (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонному отделу судебных приставов г. Барнаула по исполнению актов судов и иных органов в отношении должников юридических лиц (далее - Отдел) при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Российско-Узбекского совместного предприятия общества с ограниченной ответственностью "Алтай-Авивхизмат", г. Барнаул, (далее - Предприятие) о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя Д. от 22.06.2007 о возвращении постановления Инспекции от 18.06.2007 N 623 о взыскании с Предприятия 1 385 065,72 рубля.
Решением арбитражного суда от 21.08.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.10.2007, действия судебного пристава-исполнителя Д., выразившееся в вынесении постановления от 22.06.2007 о возвращении постановления Инспекции от 18.06.2007 N 623 о взыскании с Предприятия 1385 065,72 рубля, признаны незаконными, как несоответствующие статьям 8 и 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве".
В кассационной жалобе судебный пристав-исполнитель Д., ссылаясь на нарушение арбитражным судом норм материального права, просит отменить состоявшиеся по делу решение, указывая, что Инспекция при предъявлении постановления от 18.06.2007 N 623 не представила сведений об отсутствии на всех расчетных счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя. По мнению судебного пристава-исполнителя Д., постановление от 18.06.2007 N 623 не является исполнительным документом в смысле статьи 7 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Отзыв на кассационную жалобу от Общества к началу судебного заседания не поступил.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция просит оставить без изменения судебные акты.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений Инспекции относительно жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что Инспекция направила в Отдел постановление от 18.06.2007 N 623 о взыскании с Предприятия 1 385 065,72 рубля налогов, пени и штрафов. Судебный пристав-исполнитель Д. своим постановлением от 22.06.2007 возвратил Инспекции постановление от 18.06.2007 N 623, установив срок для устранения недостатков до 06.07.2007. Основанием для вынесения такого постановления явилось непредставление Инспекцией в Отдел извещений банка о помещении всех расчетных документов в картотеку с отметкой банка "не оплачено из-за отсутствия средств на сч. N" по двум расчетным счетам должника.
Не согласившись с вынесенным судебным приставом-исполнителем Д. постановлением, Инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Арбитражный суд, удовлетворив заявленное Инспекцией требование, принял по существу правильное решение.
Федеральный закон от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусматривает возвращение исполнительных документов лишь в определенных случаях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ судебный пристав-исполнитель возвращает исполнительный документ взыскателю в трехдневный срок со дня его поступления, если он направлен в соответствующее подразделение с нарушением срока предъявления его к исполнению, либо в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, в случае несоответствия его требованиям, предусмотренным статьей 8 настоящего Федерального закона.
Другие основания для возвращения взыскателю исполнительного документа подробно перечислены в пункте 1 статьи 26 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ, а именно - исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю:
1) по заявлению взыскателя;
2) если нарушен срок предъявления исполнительного документа к исполнению;
3) если невозможно установить адрес должника - организации или место жительства должника - гражданина, место нахождения имущества должника либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях (за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом предусмотрен розыск должника или его имущества);
4) если у должника отсутствуют имущество или доходы, на которые может быть обращено взыскание, и принятые судебным приставом - исполнителем все допустимые законом меры по отысканию его имущества или доходов оказались безрезультатными;
5) если взыскатель отказался оставить за собой имущество должника, не проданное при исполнении исполнительного документа;
6) если взыскатель своими действиями (бездействием) препятствует исполнению исполнительного документа.
Иных условий, препятствующих принятию исполнительных документов к исполнению судебным приставом, Федеральный закон от 21.07.1997 N 119-ФЗ не содержит.
Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что условия, указанные в пункте 1 статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ, Инспекцией соблюдены и не оспариваются сторонами, а основания, перечисленные в пункте 1 статьи 26 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ, не имели место.
Кроме того, довод судебного пристава-исполнителя Д. о том, что постановление Инспекции от 18.06.2007 N 623 не является исполнительным документом, подлежит отклонению.
Согласно пункту 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента - организации производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу - исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве" с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Пункт 3 этой же статьи Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что исполнительные действия должны быть совершены, и требования, содержащиеся в постановлении, исполнены судебным приставом - исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления.
Таким образом, постановление налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента - организации в силу подпункта 8 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ имеет силу исполнительного документа.
Также подлежит отклонению довод судебного пристава-исполнителя Д. о непредставлении Инспекцией извещений банка о помещении всех расчетных документов в картотеку с отметкой банка "не оплачено из-за отсутствия средств на сч. N", поскольку Методические рекомендации по организации взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и служб судебных приставов территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации при исполнении постановлений налоговых органов о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации, утвержденные Приказом от 13.11.2003 N БГ-3-29/619 Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 119-ФЗ с целью обеспечения единообразного применения налоговыми органами и службами судебных приставов законодательства Российской Федерации при исполнении постановлений налоговых органов о взыскании налога (сбора) за счет имущества налогоплательщика-организации и не устанавливают иных оснований для возвращения исполнительного документа, чем те, которые предусмотрены статьей 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ.
При таких обстоятельствах арбитражный суд кассационной инстанций не находит оснований для отмены принятых по делу решения и постановления.
Арбитражный суд первой и апелляционной инстанций всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального законодательства. Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 21.08.2007 и постановление апелляционной инстанции от 23.10.2007 по делу N А03-6643/07-18 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 февраля 2008 г. N Ф04-763/2008(186-А03-6)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании