Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 5 февраля 2008 г. N Ф04-37/2007(1395-А46-23)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Левобережье" (далее - ОАО "Левобережье") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области (далее - Департамент) о признании незаконным и отмене постановления N 196 от 23.05.2007 о привлечении ОАО "Левобережье" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 42 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 19.07.2007. оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 12.09.2007, в удовлетворении заявления ОАО "Левобережье" отказано.
В кассационной жалобе ОАО "Левобережье" просит отменить судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявленных им требований.
ОАО "Левобережье" указывает, что постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено за пределами срока, установленного статьей 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ОАО "Левобережье" считает, что не являются достоверными доказательствами акт проверки N 61 и постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, в которых не указано место проведения проверки.
ОАО "Левобережье" полагает, что неправомерно привлечено к административной ответственности дважды за одно совершенное им правонарушение, а также при отсутствии документов, подтверждающих осуществление им выброса вредных веществ в атмосферный воздух.
ОАО "Левобережье" обращает внимание, что им с момента создания соблюдались нормы природоохранного законодательства, в виде уплаты за 2006 год платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Кроме того, по мнению ОАО "Левобережье" арбитражный суд неправомерно удовлетворил ходатайство представителя административного органа о приобщении к материалам дела судебной практики, не имеющей отношение к рассматриваемому делу.
Департаментом представлен отзыв на кассационную жалобу с возражениями на ее доводы.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы заявителя и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 19.02.2007 заместителем начальника управления государственного контроля Департамента было издано распоряжение о проведении плановой проверки по соблюдению ОАО "Левобережье" требований природоохранного законодательства.
В ходе проведения проверки должностным лицом Департамента установлено, что ОАО "Левобережье" осуществляет деятельность по обслуживанию жилья в Кировском районе г. Омска, в том числе без специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, о чем составлен акт N 61 от 28.03.2007.
По результатам проверки и.о. прокурора Кировского административного округа г. Омска вынесено постановление от 11.05.2007 о возбуждении дела об административном правонарушении, а Департаментом постановление N 196 от 23.05.2007 о привлечении ОАО "Левобережье" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 42 000 руб.
Основанием для назначения административного наказания послужил вывод административного органа о нарушении ОАО "Левобережье" пункта 4 статьи 23 Закона Российской Федерации от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
Считая указанное постановление незаконным, ОАО "Левобережье" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.
Принимая судебные акты об отказе в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона Российской Федерации от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Согласно статье 23 названного Закона нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что ОАО "Левобережье" осуществляет деятельность по содержанию и обслуживанию жилого фонда и нежилых помещений, обеспечению бесперебойной работы инженерного, санитарно-технического оборудования, содержанию и эксплуатации инженерных систем, систем энергосбережения и теплоснабжения, устранению аварий в жилом и нежилом фондах, осуществлению текущего ремонта жилого фонда и нежилых помещений, капитального ремонта инженерных коммуникаций, монтажу, наладке и ремонту энергообъектов электроэнергетического и теплоэнергетического оборудования и энергоустановок потребителей.
В своей производственной деятельности ОАО "Левобережье" использовало сварочные аппараты и автотранспортные средства, оказывающие выбросами вредных веществ негативное воздействие на атмосферный воздух, без специального разрешения, выдаваемого органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Таким образом, суды обеих инстанций сделали правильный вывод о том, что ОАО "Левобережье" правомерно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 42 000 руб.
На основании части 2 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 Кодекса.
Согласно разъяснений, содержащихся в пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Установив при рассмотрении дела несоответствие между датой составления протокола и моментом выявления правонарушения, суд оценивает это обстоятельство с учетом необходимости обеспечения административным органом лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, гарантий, предусмотренных статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несвоевременное вынесение и.о. прокурора Кировского административного округа г. Омска постановления от 11.05.2007 о возбуждении дела об административном правонарушении не является существенным нарушением, поскольку не лишило гарантий защиты прав и интересов лица, привлекаемого к административной ответственности.
Из указанного постановления от 11.05.2007 усматривается, что в нем указан адрес ОАО "Левобережье", по которому Департаментом проводилась проверка.
Кроме того, в соответствии с часть 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Постановлением Департамента N 195 от 23.05.2007 ОАО "Левобережье" было привлечено к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за несоблюдение требований природоохранного законодательства при обращении с отходами производства и потребления и иными опасными веществами.
Оспариваемым постановлением N 196 от 23.05.2007 ОАО "Левобережье" привлечено к административной ответственности по статье 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствие специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух.
Указанные правонарушения, имеющие самостоятельные составы, допущены ОАО "Левобережье" при совершении разных неправомерных действий и бездействия, за которые наказание назначается отдельно.
Уплата за 2006 год платежей за негативное воздействие на окружающую среду не является обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины ОАО "Левобережье" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, арбитражный суд обоснованно отказал в удовлетворении заявления ОАО "Левобережье" о признании незаконным и отмене постановления Департамента N 196 от 23.05.2007.
С учетом изложенного, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 19.07.2007 Арбитражного суда Омской области и постановление от 12.09.2007 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-4915/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 февраля 2008 г. N Ф04-37/2007(1395-А46-23)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании