Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 21 апреля 2008 г. N Ф04-2495/2008(3849-А75-25)
(извлечение)
Ханты-Мансийский окружной фонд обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением о взыскании с Администрации муниципального образования г. Югорск (далее - Администрация) пени за несвоевременное внесение платежей на обязательное медицинское страхование за неработающее население в сумме 9800 руб.
Решением арбитражного суда от 22.01.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Полагает, что к правоотношениям, являющимся предметом настоящего спора, судом неправомерно применены нормы налогового законодательства, по мнению заявителя, не подлежащих применению.
В порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, по результатам проверки правильности, полноты и своевременности перечисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование за период с 01.01.2005 по 30.06.2005 выявлен факт несвоевременности уплаты Администрацией указанных страховых взносов, что явилось основанием для начисления соответствующих пеней в размере 9800 руб. По результатам проверки составлен акт от 30.06.2005 N 1, которым предложено погасить начисленные пени в срок до 10.07.2005. Письмом от 03.12.2007 N 3059 Администрации повторно предложено погасить имеющуюся задолженность по пеням в срок до 20.12.2007.
Неуплата в добровольном порядке Администрацией задолженности по пеням послужила основанием для обращения Фонда 21.12.2007 в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд исходил из того, что при обращении по взысканию спорной суммы пени Фонд нарушил нормы налогового законодательства, в связи с чем пропустил срок для обращения в суд с соответствующим заявлением. При этом суд указал, что в части, не урегулированной специальными актами, взыскание недоимок и пеней с плательщиков взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения должно производиться по правилам части первой Налогового кодекса Российской Федерации на условиях, установленных в отношении плательщиков налогов.
Суд кассационной инстанции поддерживает выводы арбитражного суда, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы по следующим основаниям.
Статьей 19 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" установлено, что страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год" (далее - Положение).
Согласно пунктам 7 и 11 Положения, органы местного самоуправления, осуществляющие соответствующие страховые платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения, рассматриваются законодательством в качестве плательщиков. По истечении установленных сроков уплаты страховых взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пеней.
Пунктом 8 Положения установлено, что на плательщиков страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию распространяется порядок и условия налогового законодательства.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что в части, не урегулированной специальными актами, взыскание недоимок и пеней с плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения должно производиться по правилам части первой Налогового кодекса Российской Федерации на условиях, установленных в отношении плательщиков налогов.
Поскольку положениями и иными специальными актами не установлен период, за который может производиться проверка уплаты страховых взносов, а также срок давности взыскания сумм недоимок и пеней, поэтому применению подлежат соответствующие нормы налогового законодательства.
Данный вывод подтверждается правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2004 N 13571/03.
Пунктами 2, 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2006) установлен шестимесячный срок для обращения в суд с заявлением о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Данное положение применяется также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и сбора (пункт 10 данной статьи).
Такие же сроки подлежат применению и к требованиям о взыскании недоимки и пеней с юридических лиц по взносам в государственные внебюджетные фонды.
Поскольку, как установлено судом и подтверждается материалами дела, в акте проверки от 30.06.2005 указан срок уплаты пеней до 10.07.2005, а в арбитражный суд с настоящим заявлением Фонд обратился только 21.12.2007, то есть спустя более года, арбитражный суд, исходя из установленных по делу обстоятельств и руководствуясь изложенными нормами права, правомерно отказал во взыскании пеней в сумме 9800 руб., в связи с пропуском срока для обращения в суд за взысканием пеней.
Нарушений судом норм материального и процессуального права кассационной инстанцией не установлено.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании указанных выше норм действующего законодательства.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 22.01.2008 по делу N А75-149/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 апреля 2008 г. N Ф04-2495/2008(3849-А75-25)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании