Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 29 апреля 2008 г. N Ф04-2783/2008(4575-А70-3)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Нэпман" (далее - ООО "Нэпман", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 1 (далее - Инспекция ФНС РФ, налоговый орган) о признании незаконным и отмене постановления 72 N 019371 от 04.09.2007 о привлечении к административной ответственности по статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 35 000 руб.
Заявленные требования мотивированы отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ, поскольку выявленное расхождение данных бухгалтерского учета выручки с данными, отраженными в фискальном отчете, не свидетельствует об осуществлении расчетов без применения контрольно-кассовой машины.
Считает, что вина в неполном отражении денежной выручки за 20.07.2007 отсутствует, поскольку им приняты все необходимые меры для обеспечения соблюдения работниками заявителя требования действующего законодательства.
Также указывает на малозначительность совершенного правонарушения и нарушения налоговым органом части 2 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении.
Решением от 14.11.2007 Арбитражного суда Тюменской области требования ООО "Нэпман" удовлетворены.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда 25.01.2008 решение арбитражного суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция ФНС РФ просит вынесенные по делу судебные акты отменить и принять новое решение об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Считает, что расхождение данных бухгалтерского учета выручки по сравнению с выручкой фискального отчета за 20.07.2007 образовалась в результате неприменения ККМ, поскольку согласно фискальным отчетам денежные средства, полученные с применением ККМ, составили 79 492 руб., а оприходовано в кассу предприятия по дебету счета 50 "касса" 80 085,74 руб.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, проверив правильность применения судом при вынесении судебных актов норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, Инспекцией ФНС РФ проведена проверка соблюдения законодательства о применении ККТ при осуществлении денежных расчетов, полноты оприходования выручки, соблюдения условий работы с денежной наличностью в принадлежащем ООО "Нэпман" объекте, расположенном в г. Тюмени по ул. Широтная, 29/15.
По результатам проверки налоговым органом составлены акт проверки от 30.08.2007 N 14-22/27 и протокол 72 N 026562 об административном правонарушении, на основании которых 04.09.2007 вынесено постановление 72 N 019371 о привлечении ООО "Нэпман" к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 35 000 руб.
Полагая, что постановление Инспекции ФНС РФ от 04.09.2007 N 019371 не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции исходили из недоказанности налоговым органом совершения ООО "Нэпман" правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 2 и статьей 5 Закона о ККТ установлена обязанность всех организаций и индивидуальных предпринимателей при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг применять ККТ и выдавать покупателям (клиентам) в момент оплаты отпечатанные кассовые чеки.
Согласно статье 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
В соответствии с частью 1 статьи 65, частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемый акт.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно акту проверки N 14-22/27 от 30.08.2007 и протоколу 72 N 026562 от 30.08.2007 в принадлежащей ООО "Нэпман" торговой точке, расположенной в г. Тюмени по ул. Широтная, 29/15, установлены три ККМ: ЭЛВЕС-ФР-К N 00022494, ЭЛВЕС-ФР-К N 00022554, ЭЛВЕС-ФР-К N 00022849. По данным фискальных отчетов вышеуказанных кассовых аппаратов 20.07.2007 Обществом от покупателей получена денежная выручка в сумме 79 492,47 руб. Оприходовано в кассу предприятия по дебету счета 50 "касса" 80 085,74 руб., что на 593,27 руб. больше.
Вместе с тем, как правильно указали судебные инстанции, из анализа указанных документов невозможно установить, какие товары были проданы, по какой цене, отсутствуют сведения о лице, которому такие товары были проданы, то есть вывод налогового органа о неприменении ООО "Нэпман" ККМ сделан только на основании данных бухгалтерского учета.
Сопоставление данных бухгалтерского учета и фискальных отчетов не позволяет сделать однозначный вывод, что излишек денежных средств образовался вследствие неприменения Обществом ККМ. Расхождения могли образоваться и в результате ненадлежащего ведения учета кассовых операций или неверного составления бухгалтерской отчетности.
На основании вышеизложенного, судебные инстанции обоснованно признали недоказанным факт неприменения ООО "Нэпман" ККМ.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 14.11.2007 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда 25.01.2008 по делу N А70-5828/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно ст. 14.5 КоАП РФ продажа товаров без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа.
Налоговым органом было принято решение о привлечении организации к административной ответственности за неприменение ККМ.
Основанием для таких выводов послужило то обстоятельство, что у организации за соответствующую дату данные бухгалтерского учета расходятся с данными фискального отчета, а именно, по данным бухгалтерского учета в кассу предприятия было оприходовано больше денежных средств, чем получено с применением ККМ.
Организация не согласилась с данными выводами и обратилась в суд.
В материалы дела были представлены акт проверки и протокол, из содержания которых был сделан вывод о неприменении организацией ККМ за соответствующую дату, так как в данных документах указывается на расхождение между суммой оприходованных денежных средств и суммой фактически принятой через кассовые аппараты.
Суд пришел к заключению, что вывод налогового органа фактически сделан только на основании данных бухгалтерского учета.
В свою очередь, сопоставление данных бухгалтерского учета и фискальных отчетов не позволяет сделать однозначный вывод о том, что излишек денежных средств образовался в связи с неприменением ККМ.
Поэтому постановление о привлечении организации к административной ответственности признано судом необоснованным.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 апреля 2008 г. N Ф04-2783/2008(4575-А70-3)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании