Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 8 мая 2008 г. N Ф04-2916/2008(4871-А75-3)
(извлечение)
Закрытое акционерное общество "Рекламное агентство "ПлейСити" (далее - ЗАО "РА "ПлейСити", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Инспекция ФНС РФ, налоговый орган) о признании незаконным и отмене постановления N 05/141 по делу об административном правонарушении от 15.11.2007.
Заявленные требования мотивированы ссылкой на пункт 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ в от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин", согласно которому в случае использования организацией или индивидуальным предпринимателем вместо контрольно-кассовой машины иных, указанных в Законе видов контрольно-кассовой техники, названные лица не могут быть привлечены к ответственности за неприменение контрольно-кассовой машины.
Кроме того указывает, что проводя через терминал платежи, Общество не оказывает гражданам услуги, которые они оплачивают, в то время как Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон о ККТ) устанавливает правила приема наличных платежей для организаций, которые непосредственно осуществляют реализацию товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Решением от 15.01.2008 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа требования ЗАО "РА "ПлейСити" удовлетворены.
В апелляционном порядке законность и обоснованность судебного акта не проверялись.
В кассационной жалобе Инспекция ФНС РФ, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, нарушение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит вынесенный по делу судебный акт отменить и принять новое решение - в удовлетворении заявленных Обществом требований отказать.
Считает, что ЗАО "РА "ПлейСити", принимая платежи от физических лиц за услуги сотовой связи, осуществляет наличные денежные расчеты и в силу Закона о ККТ обязано применять контрольно-кассовую технику.
Указывает, что Закон о ККТ, устанавливая необходимость применения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт при осуществлении торговых операций, выполнении работ, оказании услуг, не делает исключения для расчетов с использованием торговых автоматов, терминалов самообслуживания и других кассовых автоматов. Данное обстоятельство, по мнению налогового органа, позволяет квалифицировать использование кассовых автоматов, не отвечающих требованиям Закона, как работу без применения контрольно-кассовой техники, влекущую ответственность по статье 14.5 КоАП РФ.
В отзыве на кассационную жалобу ЗАО "РА "ПлейСити" не соглашается с доводами налогового органа, считая их несостоятельными, а решение суда - законным и обоснованным. Просит вынесенный по делу судебный акт оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судом при вынесении судебных актов норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, Инспекцией ФНС РФ проведена проверка соблюдения ЗАО "РА "ПлейСити" Закона о ККТ.
В ходе проверки налоговым органом установлено, что при оплате услуг сотовой связи через терминал по приему платежей N 13331715, расположенный в г. Нягань, ул. Железнодорожная, строение 64 "В", принадлежащий Обществу, осуществление наличных денежных расчетов произведено без применения контрольно-кассовой техники и без выдачи кассового чека установленной формы с признаками фискальной памяти.
По результатам проверки налоговым органом составлены акт проверки выполнения Закона о ККТ от 01.10.2007 N 000221, акт проверочной закупки (о денежном расчете при осуществлении торговой операции при оказании услуг) от 01.10.2007 N 000221 и вынесено определение от 01.10.2007 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
26 октября 2007 года в присутствии законного представителя ЗАО "РА "ПлейСити" Инспекцией ФНС РФ составлен протокол N 05-139 об административном правонарушении.
По итогам рассмотрения указанного протокола и приложенных к нему документов налоговым органом 15.11.2007 вынесено постановление N 05/141, которым ЗАО "РА "ПлейСити" привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Полагая, что названное постановление Инспекции ФНС РФ не соответствуют закону, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд исходил из неправомерности привлечения ЗАО "РА "ПлейСити" к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ.
Пунктом 1 статьи 2 Закона о ККТ на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возложена обязанность при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг на территории Российской Федерации применять контрольно-кассовую технику, включенную в Государственный реестр.
Согласно статье 1 Закона о ККТ под контрольно-кассовой техникой понимаются контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы.
В силу статьи 4 Закона о ККТ требования к контрольно-кассовой технике, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством РФ. При этом контрольно-кассовая техника должна быть зарегистрирована в налоговых органах, быть исправна, опломбирована в установленном порядке, иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.
Статьей 5 названного Закона предусмотрено, что организации (за исключением кредитных) обязаны применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти) и выдавать покупателям (клиентам) в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
Из содержания названных статей, как обоснованно указывает Инспекция ФНС РФ, следует, что установленные в них требования распространяются на все виды контрольно-кассовой техники, в том числе платежные терминалы.
Вместе с тем, статьей 14.5 КоАП РФ установлена ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.
В связи с этим, как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в пункте 2 Постановления от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин", судам необходимо учитывать, что в случае использования организацией или индивидуальным предпринимателем вместо контрольно-кассовой машины иных, указанных в Законе видов контрольно-кассовой техники, названные лица не могут быть привлечены к ответственности за неприменение контрольно-кассовой машины.
Кроме того, как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 28.01.2008 N 13007/07, операции по приему денежных средств через терминалы не подпадают под виды деятельности, образующие объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ЗАО "РА "ПлейСити" используется платежный терминал самообслуживания - автомат по приему платежей Т-3, предназначенный для приема платежей за различного рода услуги. Данный аппарат относится к категории контрольно-кассовой техники, но не является контрольно-кассовой машиной.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно признал незаконным постановление от 15.11.2007 N 05/141 о привлечении ЗАО "РА "ПлейСити" к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 15.01.2008 по делу N А75-7531/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии со ст.14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг без применения в установленных законом случаях ККМ влечет наложение административного штрафа.
Налоговый орган привлек организацию к административной ответственности за неприменение ККМ, т.к. установил, что при оплате услуг через терминал по приему платежей, принадлежащий организации, осуществление наличных денежных расчетов произведено без применения ККТ и без выдачи кассового чека установленной формы с признаками фискальной памяти.
Суд указал, что согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 28.01.2008 N 13007/07 операции по приему денежных средств через терминалы не подпадают под виды деятельности, образующие объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ст.14.5 КоАП РФ.
Организация использует платежный терминал самообслуживания, предназначенный для приема платежей за различные услуги. Данный аппарат относится к категории ККТ, но не является ККМ.
Учитывая изложенное, постановление налогового органа о привлечении организации к административной ответственности за неприменение ККМ отменено.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 мая 2008 г. N Ф04-2916/2008(4871-А75-3)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании