Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 8 мая 2008 г. N Ф04-2692/2008(4342-А45-16)
(извлечение)
О. обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с иском (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к открытому акционерному обществу (ОАО) "МАиС-компания" о предоставлении отчетов аудитора за 2004, 2005, 2006 годы.
В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что в соответствии с пунктом 1 статьи 91 ФЗ "Об акционерных обществах" ответчик обязан обеспечить акционерам доступ к документам общества, в том числе к документам бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
Решением, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении иска в части предоставления отчетов аудитора за 2004, 2005, 2006 годы отказано. В остальной части иска производство по делу прекращено в связи с отказом истца от иска в этой части.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что предоставление отчетов аудитора акционеру не предусмотрено статьями 89 и 91 ФЗ "Об акционерных обществах"; заключения аудитора истцу переданы.
Апелляционный суд указал, что наличие аналитической части, озаглавленной "Отчет аудитора", при составлении аудиторского заключения ЗАО Аудиторская фирма "Финансы-Н" законодательно не предусмотрено.
В кассационной жалобе О. просит принятые по делу судебные акты изменить, принять новый судебный акт, обязывающий ответчика предоставить документы аудиторских проверок.
По мнению заявителя, отчеты аудитора не входят в перечень документов, на который согласно статье 91 ФЗ "Об акционерных обществах" накладывается ограничение в доступе акционеров, отказ в истребовании отчетов аудитора со ссылкой на указанную статью не является обоснованным. Статья 89 ФЗ "Об акционерных обществах" содержит обширный и подлежащий расширительному толкованию перечень документов, доступ к которым должен быть предоставлен акционеру.
Проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты не подлежат отмене по следующим основаниям.
Как видно по материалам дела и установлено судом, О., являясь владельцем 1307 акций, что составляет менее 4% от общего количества акций ОАО "МАиС-компания", обратился к обществу с требованием обеспечить доступ к документам, перечисленным в исковом заявлении.
Ответчик требование истца не удовлетворил, что и послужило основанием для обращения с исковым заявлением в суд.
До рассмотрения спора ответчик частично удовлетворил требования истца, в связи с чем истец настаивает на удовлетворении заявленных требований в части обязания ОАО "МАиС-компания" предоставить ему отчеты аудитора за 2004, 2005, 2006 годы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 91 ФЗ "Об акционерных обществах" общество обязано обеспечить акционерам доступ к документам, предусмотренным пунктом 1 статьи 89 названного Федерального закона.
К числу документов, перечисленных в пункте 1 статьи 89 ФЗ "Об акционерных обществах", относится в том числе и заключение аудитора общества.
Согласно пункту 1 статьи 86 ФЗ "Об акционерных обществах" аудитор (гражданин или аудиторская организация) общества осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации на основании заключаемого с ним договора.
В соответствии со статьей 10 ФЗ "Об аудиторской деятельности" аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Форма, содержание и порядок представления аудиторского заключения определяются федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 N 696 утверждены Правила (стандарт) N 6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности. Указанными правилами составление отчетов аудиторами по результатам аудиторских проверок не предусмотрено.
Так как законодательством не предусмотрена обязанность предоставлять отчеты аудитора акционерам и отчеты аудитора как документы не существуют, то суд обоснованно отказал истцу в иске.
Поскольку исковое требование истца заключается в том, чтобы суд обязал общество предоставить отчеты аудитора, его требование, изложенное в кассационной жалобе, вынести новое решение об обязании общества предоставить документы аудиторских проверок выходит за рамки исковых требований.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты вынесены с соблюдением норм материального и процессуального права и соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем не находит оснований для их отмены.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по кассационной жалобе относятся на заявителя кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 06.11.2007 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2008 по делу N А45-7588/2007-35/249 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Акционер обратился в суд с требованием об обязании акционерного общества предоставить ему для ознакомления отчеты аудитора.
Федеральный арбитражный суд округа согласился с позицией судов, отказавших в удовлетворении требования, и пояснил следующее.
В соответствии с ФЗ "Об акционерных обществах" общество обязано обеспечить акционерам доступ к документам, перечень которых предусмотрен данным Законом. К числу указанных документов относится, в том числе и заключение аудитора общества. Согласно положениям ФЗ "Об аудиторской деятельности", аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Форма, содержание и порядок представления аудиторского заключения определяются федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. N 696 утверждены Правила (стандарт) N 6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности. Указанными правилами не предусмотрено составление отчетов аудиторами по результатам аудиторских проверок.
Таким образом, поскольку законодательством не предусмотрено составление отчетов аудитора, у акционерного общества отсутствует обязанность предоставлять данные отчеты акционерам.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 мая 2008 г. N Ф04-2692/2008(4342-А45-16)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании