Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 26 марта 2008 г. N Ф04-1782/2008(2101-А03-40)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Зерно Алтая Инновационные технологии" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Барнаула (далее - Инспекция), при участии третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Алтайские семена" и открытого акционерного общества "Алтайагропромснаб", о признании незаконным бездействия налогового органа, решения Инспекции от 24.01.2006 об отказе в государственной регистрации Общества в связи с его ликвидацией, и обязании налогового органа вынести решение о государственной регистрации ликвидации Общества, внести в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) сведения о ликвидации Общества, выдать свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о ликвидации Общества, выписку из ЕГРЮЛ (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Решением от 12.04.2007 Арбитражного суда Алтайского края в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Постановлением кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.10.2007 принятое по делу решение отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда Алтайского края от 28.12.2007 заявленные Обществом требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит принятое по делу решение отменить и принять новый судебный акт.
Материалами дела установлено следующее.
23.09.2005 на общем собрании участников Общества принято решение о добровольной ликвидации юридического лица (протокол общего собрания участников от 23.09.2005 N 4, л.д. 9-11, том 1).
23.09.2005 Инспекция была уведомлена по форме N 15001 о принятом решении о ликвидации и по форме N 15002 о формировании ликвидационной комиссии (л.д. 13-14, том 1).
29.09.2005 Инспекцией выдано Свидетельство о внесении в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации Общества (22 N 002077904) и Свидетельство о формировании ликвидационной комиссии Общества (22 N 002077905) (л.д. 15-16, том 1).
23.09.2005 Обществом подано объявление о его ликвидации в Вестник государственной регистрации с установленным сроком для предъявления требований кредиторов 60 дней; объявление опубликовано 05.10.2005 (л.д. 12, 34, том 1).
23.09.2005 Общество уведомило также Инспекцию о том, что ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов (л.д. 21, том 1).
25.11.2005 Инспекция была уведомлена о составлении промежуточного ликвидационного баланса (л.д. 17-19, том 1).
01.12.2005 Инспекцией было выдано Свидетельство о внесении в ЕГРЮЛ сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса (22 N 002078256) (л.д. 20,том 1).
01.12.2005 Общество обратилось в Инспекцию с заявлением о государственной регистрации при ликвидации юридического лица с приложением документов, предусмотренных статьей 21 Федерального закона. N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) - ликвидационного баланса, квитанции об уплате госпошлины, сопроводительного письма о сдаче документов на публикацию сообщения о ликвидации Общества.
08.12.2005 Инспекцией принято решение N РП-350-12 о проведении выездной налоговой проверки Общества в связи с ликвидацией организации (л.д. 42-45, том 1).
Поскольку в установленный срок решение о регистрации ликвидации Общества налоговым органом принято не было, Общество 12.12.2005 подало жалобу в Управление ФНС России по Алтайскому краю.
16.12.2005 Инспекцией было направлено в адрес Общества оставленное без рассмотрения заявление о государственной регистрации Общества в связи с его ликвидацией по причине отсутствия документа, подтверждающего достоверность сведений, содержащихся в ликвидационном балансе, а именно - акта сверки, акта выездной налоговой проверки Инспекции, являющегося кредитором по обязательным платежам Общества в бюджеты всех уровней (л.д. 127, том 1).
24.01.2006 Инспекцией было принято решение об отказе в государственной регистрации ликвидации Общества вследствие отсутствия ликвидационного баланса, утвержденного участниками Общества, нарушения порядка ликвидации юридического лица, поскольку ликвидационная комиссия не приняла меры по выявлению кредиторов и уклонялась от выездной налоговой проверки (л.д. 52, том 1).
24.01.2007 решением Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-7692/06-34 было признано частично недействительным решение Инспекции, принятое по результатам налоговой проверки Общества в связи с его ликвидацией (л.д. 3, том 2).
Общество, не согласившись с указанными действиями налогового органа, обжаловало их в судебном порядке.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Кассационная инстанция считает, что суд полно и всесторонне исследовав обстоятельства дела и, руководствуясь положениями статей 8, 22, 23 Закона N 129-ФЗ, пришел к обоснованному выводу о том, что принятие Инспекцией решения об отказе в государственной регистрации Общества в связи с его ликвидацией лишь 24.01.2006 свидетельствует о доказанности факта незаконного бездействия налогового органа в период с 09.12.2005 по 24.01.2006.
Основанием для решения об отказе в государственной регистрации ликвидации Общества от 24.01.2006 явилось, как указано Инспекцией, отсутствие ликвидационного баланса, утвержденного участниками Общества, а также уклонение ликвидационной комиссии от проведения выездной налоговой проверки.
Кассационная инстанция поддерживает вывод суда, что с учетом принятия решения о проведении выездной налоговой проверки Общества в связи с его ликвидацией 08.12.2005 (то есть, после подачи Обществом заявления о государственной регистрации при ликвидации юридического лица); направления в адрес Общества 23.01.2006 требования о представлении документов N 12-33/9168 от 08.12.2005 и программы выездной налоговой проверки (при получении данных документов Обществом 02.02.2006), Инспекцией не доказано, что на момент принятия решения от 24.01.2006 у нее были основания утверждать, что ликвидационная комиссия уклонялась от проведения выездной налоговой проверки.
Кассационная инстанция отклоняет также все доводы кассационной жалобы со ссылками на почтовые уведомления о вручении председателю ликвидационной комиссии И. повесток от 01.09.2005 и 25.11.2005, являющихся, по мнению Инспекции, доказательствами факта уклонения Общества от проведения проверки, поскольку в рассматриваемом случае данные обстоятельства не могут свидетельствовать об уклонении Общества от выездной налоговой проверки, решение о проведении которой было принято лишь 08.12.2005.
Как следует из вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Алтайского края от 24.01.2007 по делу А03-7692/06-34, было признано недействительным решение Инспекции от 03.05.2006 N РА-25-112 в части привлечения Общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 119, пунктом 1 статьи 122 НК РФ, пунктом 1 статьи 126 НК РФ в части взыскания штрафа в размере 31 250 руб., в части начисления единого налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения, НДС, пени по ним. Обоснованность принятия решения установлена лишь в части взыскания штрафа по статье 126 НК РФ (за непредставление 53 документов).
Таким образом, поскольку судом установлено, что процедура ликвидации Обществом была соблюдена; для государственной регистрации ликвидации юридического лица Обществом были представлены все документы, предусмотренные Законом N 129-ФЗ; а иных оснований для отказа в государственной регистрации ликвидации Общества Инспекцией не заявлено (в том числе, относительно наличия задолженности Общества по обязательным платежам), - кассационная инстанция считает, что суд правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 28.12.2007 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-24176/05-2 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 марта 2008 г. N Ф04-1782/2008(2101-А03-40)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании