Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 29 апреля 2008 г. N Ф04-2685/2008(4328-А70-23)
(извлечение)
Администрация Абатского муниципального района обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к департаменту недропользования и экологии Тюменской области об оспаривании постановления N 64-А от 14.12.2007 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 11.02.2008 заявление администрации Абатского муниципального района удовлетворено, постановление департамента недропользования и экологии Тюменской области N 64-А от 14.12.2007 признано незаконным и отменено.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе департамент недропользования и экологии Тюменской области просит отменить судебный акт и принять новое решение об удовлетворении заявленных им требований.
По мнению департамента недропользования и экологии Тюменской области, администрация Абатского муниципального района правомерно привлечена к административной ответственности, поскольку у неё в нарушение экологических требований, установленных: статьями 22, 24 Закона Российской Федерации "Об охране окружающей среды"; статьей 11, пунктом 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; пунктом 4 "Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 461 от 16.06.2000, отсутствуют разработанные нормативы образования отходов и лимитов на их размещение.
В отзыве на кассационную жалобу администрация Абатского муниципального района, соглашаясь с выводами арбитражного суда, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва на нее.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировал до воды сторон и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, департаментом недропользования и экологии Тюменской области в ходе проведения плановой проверки по контролю в области охраны окружающей среды установлено, что у администрации Абатского муниципального района в нарушение статей 22, 24 Закона Российской Федерации от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статей 11, 18 Закона Российской Федерации от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отсутствуют разработанный и утвержденный проект норматив образования отходов и лимитов на их размещение.
По результатам проверки департаментом недропользования и экологии Тюменской области составлен протокол об административном правонарушении N 75-А от 12.12.2007 и вынесено постановление N 64-А от 14.12.2007 о привлечении администрации Абатского муниципального района к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением административного органа, администрация Абатского муниципального района обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 8.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Принимая судебный акт об удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что объективная сторона правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 24.08.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обращением с отходами является деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В силу статьи 11 и пункта 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в целях уменьшения количества их образования.
Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются и утверждаются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461 "О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их содержание".
Из содержания статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию, иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которое настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу части 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельства совершения административного правонарушения устанавливаются протоколом об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Требования, которые в обязательном порядке должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав материалы дела, суд первой инстанции установил, что в протоколе об административном правонарушении N 75-А от 12.12.2007 отсутствуют сведения, относящиеся к событию и объективной стороны совершенного правонарушения, в том числе сведения об осуществлении заявителем деятельности в области обращения с отходами, а также о том, какие действия при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства производились администрацией Абатского муниципального района с нарушением экологических и санитарно-эпидемиологических требований.
Указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
Расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за первый и второй кварталы 2007 года не является безусловным доказательством, подтверждающим осуществление администрацией Абатского муниципального района деятельности в области обращения с отходами.
Таким образом, арбитражный суд сделал обоснованный вывод о том, что административным органом не доказано о наличии в бездействии администрации Абатского муниципального района состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также правомерно признал незаконным и отменил постановление департамента недропользования и экологии Тюменской области N 64-А от 14.12.2007.
С учетом изложенного, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 11.02.2008 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-7986/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 апреля 2008 г. N Ф04-2685/2008(4328-А70-23)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании