Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 22 мая 2008 г. N Ф04-2605/2008(4126-А45-3)
(извлечение)
Открытое акционерное общество Научно-производственное объединение "ЭЛСИБ" (далее - ОАО НПО "ЭЛСИБ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Новосибирска (далее - Инспекция ФНС РФ, налоговый орган) о признании недействительным решения от 28.09.2007 N 129 "О привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах".
По мнению Общества, оно необоснованно привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 118 Налогового кодекса РФ, поскольку сообщение об открытии счета направлено в установленный законом срок в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области (далее - Межрайонная ИФНС РФ), в которой оно состоит на учете.
Считает, что положения пункта 3 статьи 9 и пункта 1 статьи 30 Налогового кодекса РФ, устанавливающие понятия налогового органа, не согласуются для крупнейших налогоплательщиков с подпунктом 1 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса РФ, предусматривающим обязанность налогоплательщиков сообщать об открытии счета по месту нахождения организации, а не по месту учета. В связи с этим просило применить пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ.
Решением от 11.02.2008 Арбитражного суда Новосибирской области требования ОАО НПО "ЭЛСИБ" удовлетворены.
В апелляционном порядке законность и обоснованность судебного акта не проверялись.
В кассационной жалобе Инспекция ФНС РФ, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит вынесенный по делу судебный акт отменить и принять новое решение - в удовлетворении требований Общества отказать.
Полагает, что ОАО НПО "ЭЛСИБ" правомерно привлечено к ответственности по статье 118 Налогового кодекса РФ, поскольку им не выполнено требование пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса РФ, прямо обязывающего налогоплательщиков письменно сообщать об открытии и закрытии счетов в банках в налоговый орган по месту нахождения организации.
По мнению Инспекции ФНС РФ, постановка организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика не исключает обязанности по осуществлению налогового контроля налоговым органом, в котором она состоит на учете по месту нахождения, поскольку в силу пункта 1 статьи 30 Налогового кодекса РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО НПО "ЭЛСИБ" не соглашается с доводами Инспекции ФНС РФ, считая их несостоятельными, а решение арбитражного суда - законным и обоснованным.
Считает, что оно должно отчитываться о выполнении своих обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в том числе и по пункту 1 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса РФ, в Межрайонную ИФНС РФ, поскольку в силу статьи 30 Налогового кодекса РФ и пункта 1 приказа Минфина РФ от 11.07.2005 N 85н, именно указанный налоговый орган уполномочен осуществлять налоговый контроль за соблюдением им законодательства о налогах и сборах.
В судебном заседании представитель Общества поддержала доводы, приведенные в отзыве.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, проверив правильность применения судом при вынесении судебных актов норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, считает, что решение суда подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, ОАО НПО "ЭЛСИБ" состоит на учете по месту своего нахождения в Инспекции ФНС РФ. С 09.11.2004 также состоит на учете в Межрайонной ИФНС РФ в качестве крупнейшего налогоплательщика.
5 июня 2007 года Общество открыло расчетный счет в филиале АБ "Газпромбанк" (ЗАО) в г. Новосибирске, о чем 06.06.2007 направило сообщение в налоговый орган по месту своего учета в качестве крупнейшего налогоплательщика - в Межрайонную ИФНС РФ.
16 августа 2007 года Инспекцией ФНС РФ составлен акт N 129 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом РФ налоговых правонарушениях, согласно которому Общество в нарушение подпункта 1 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса РФ не представило в налоговый орган по месту своего нахождения сведения об открытии им 05.06.2007 расчетного счета в филиале АБ "Газпромбанк" (ЗАО) в г. Новосибирске.
По результатам рассмотрения указанного акта и представленных на него возражений, Инспекцией ФНС РФ принято решение N 129 от 28.09.2007 о привлечении ОАО НПО "ЭЛСИБ" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 118 Налогового кодекса РФ, в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Полагая, что данное решение налогового органа не соответствует нормам действующего законодательства, нарушает его права и законные интересы как налогоплательщика, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Новосибирской области исходил из отсутствия в действиях Общества состава налогового правонарушения, предусмотренного статьей 118 Налогового кодекса РФ, поскольку сообщение об открытии счета было своевременно направлено в налоговый орган по месту учета Общества в качестве крупнейшего налогоплательщика, который уполномочен осуществлять контроль за соблюдением им законодательства о налогах и сборах.
При этом суд, руководствуясь пунктом 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ, принял во внимание, что действующее законодательство о налогах и сборах не регламентирует действия налогоплательщика по представлению сообщений об открытии (закрытии) банковских счетов в случае, когда он состоит на налоговом учете в нескольких налоговых органах, а также не предусматривает ответственности налогоплательщиков за несообщение сведений всем налоговым органам, в которых он состоит на учете.
Кассационная инстанция считает, что данные выводы суда недостаточно обоснованны.
В соответствии с пунктом 1 статьи 83 Налогового кодекса РФ в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом. В абзаце 2 этого же пункта закреплено право Министерства финансов РФ определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков.
Пунктом 1 Особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, утвержденных приказом Министерства финансов РФ от 11.07.2005 N 85н, предусмотрено, что постановка на учет крупнейшего налогоплательщика осуществляется в межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, к компетенции которой отнесен налоговый контроль за соблюдением данным крупнейшим налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах.
Вместе с тем, исходя из системного толкования подпункта 2 пункта 1 статьи 32, пункта 1 статьи 82 и пункта 1 статьи 30 Налогового кодекса РФ, постановка организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика, не исключает обязанности налогового органа по месту ее нахождения осуществлять контроль в пределах своей компетенции.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) налогоплательщики-организации обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов) в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов.
При этом обязанности налогоплательщиков-организаций письменно сообщать в налоговый орган по месту учета (в Межрайонную ИФНС РФ) об открытии (закрытии) счетов указанной нормой не предусмотрено.
Таким образом, вывод арбитражного суда о том, что представление Обществом сообщения об открытии счета в налоговый орган по месту его учета в качестве крупнейшего налогоплательщика исключает обязанность по сообщению соответствующих сведений в налоговый орган по месту нахождения, основан на неправильном применении норм материального првава.
Учитывая, что указанное нарушение могло привести к принятию неправильного решения, кассационная инстанция считает, что принятый судебный акт подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении арбитражному суду необходимо устранить допущенные нарушения, рассмотреть спор с учетом всех обстоятельств дела и действующего законодательства, а также разрешить вопрос о судебных расходах, в том числе по кассационной жалобе.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 11.02.2008 по делу N А45-119/2008-52/5 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в этот же арбитражный суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 мая 2008 г. N Ф04-2605/2008(4126-А45-3)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании