Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 20 мая 2008 г. N Ф04-3092/2008(5238-А03-43)
(извлечение)
Закрытое акционерное общество "Алтайкровля" (далее по тексту - Общество) обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Алтайскому краю (далее по тексту - Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю) об отмене постановления о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в сумме 25 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
Заявленные требования мотивированы нарушением порядка привлечения к административной ответственности и отсутствием доказательств вины в совершении административного правонарушения, также указывается на неправильное применение судами норм материального права.
Решением от 21.01.2008, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2008 в удовлетворении заявленных Обществом требований было отказано.
Принимая решение, суды исходили из установленного факта нарушения Обществом требований Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины.
В кассационной жалобе Общество просит отменить принятые по делу судебные акты и производство по делу прекратить в связи с нарушением процессуальных требований при производстве по административному делу.
Кроме того, по мнению заявителя жалобы, суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела не установили имеющие значение для рассмотрения дела обстоятельства и неправильно применили норм материального права.
В возражениях на кассационную жалобу Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю указывает на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов и просит кассационную инстанцию оставить их без изменения.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального прав, исходя из доводов кассационной жалобы и представленного отзыва на жалобу, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела следует, что 08.11.2007 на основании распоряжения руководителя Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю от 26.10.2007 N 306 старшим государственным инспектором отдела надзора в сфере лесного хозяйства и землепользования Т. с 29.10.2007 по 01.11.2007 была проведена плановая проверка соблюдения Обществом требований пожарной безопасности на арендованных участках лесного фонда КГУ "Озерский лесхоз".
По результатам проверки в присутствии представителя Общества был составлен акт от 08.11.2007 N Л-ЗОб-З(П), в котором зафиксированы факты нарушения Обществом требований пунктов 16, 19, 20 раздела 3 Правил пожарной безопасности в лесах утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417, а именно:
- 29.10.2007 на Озерском лесохозяйственном участке: в квартале N 124 деляна 1 (лесопорубочный билет N 198 от 29.12.2006) заготовка леса окончена в сентябре 2007, оставлено 100 м3 заготовленной древесины не опаханной минерализованной полосой шириной 1,4м; в квартале 7 9 деляна 1 (лесорубочный билет N 210 от 29.12.2006) заготовка леса окончена в сентябре 2007, оставлено 4 м3 заготовленной древесины не опаханной минерализованной полосой шириной 1,4м; в квартале N 56 деляна 1 (лесорубочный билет N 210 от 29.12.2006) заготовка леса окончена в сентябре 2007, оставлено 500 м3 заготовленной древесины не опаханной минерализованной полосой шириной 1,4м;
- 30.10.2007 на Первомайском лесохозяйственном участке: в квартале N 102 деляна 1 (лесорубочный билет N 207 от 29.12.200) при проведении заготовки леса не произведена очистка мест от порубочных остатков одновременно с заготовкой, на складе в деляне находится заготовленная древесина в объеме 500 м3; в квартале N 55 деляна 1 (лесорубочный билет N 222 от 29.12.2006) заготовка леса окончена в сентябре 2007, оставлена заготовленная древесина в объеме 30 м3 и места рубки, не опаханные минерализованной полосой шириной 1,4м; в квартале N 19 деляна 1 (лесорубочный билет N 205 от 29.12.2006) заготовка леса окончена в сентябре 2007, оставлена заготовленная древесина в объеме 200 м3 не опаханная минерализованной полосой шириной 1,4м, не полностью произведена очистка мест рубки от порубочных остатков одновременно с заготовкой;
- 31.10.2007 на Повалихинском лесохозяйственном участке: в квартале N 50 деляна 1 (лесорубочный билет N 209 от 29.12.2006) заготовка леса окончена в июле 2007, оставлено 5 штабелей заготовленной древесины в объеме 40 м3 не опаханных минерализованной полосой шириной 1,4м; в квартале N 19 деляна 1 (лесорубочный билет N 208 от 29.12.2006) - заготовка леса окончена в апреле 2007, оставлено 3 штабеля заготовленной древесины в объеме 20 м3 не опаханной минерализованных полосой шириной 1,4м; в квартале N 33 деляна 1 (лесорубочный билет N 209 от 29..12.2006) заготовка леса окончена в августе 2007, оставлено 4 штабеля заготовленной древесины в объеме 80 м3 не опаханных минерализованной полосой шириной 1,4м;
- 31.10.2006 на Кислянском лесохозяйственном участке: в квартале N 111 деляна 2 (лесорубочный билет N 202 от 29.12.2006) заготовка леса окончена в октябре 2007, не полностью проведена очистка мест рубки от порубочных остатков одновременно с заготовкой;
- 01.11.2007 на Тальменском лесохозяйственном участке: в квартале N 12 деляна 1 (лесорубочный билет N 215 от 29.12.2006) после заготовки леса 05.10.2007 оставлено 27 штабелей заготовленной древесины в объеме125м не опаханных минерализованной полосой шириной 1,4м, на площади 0,15 га не проведена очистка мест порубки одновременно с заготовкой леса; в квартале N 12 деляна 2 (лесорубочный билет N 215 от 29.12.2006) после заготовки леса 05.10.2007 оставлено 5 штабелей заготовленной древесины в объеме 25м не опаханных минерализованной полосой шириной 1,4 м.
Для составления протокола об административном правонарушении, административный орган надлежащим образом уведомил законного представителя Общества о явке на 08.11.2007 к 13 час 30 мин.
Однако в установленное Управлением Росприроднадзора по Алтайскому краю время явился представитель данного юридического лица с ненадлежаще оформленной доверенностью, что явилось основанием для составления административным органом протокола от 08.11.2007 N Л-306-(П) об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.32 КоАП РФ без участия законного представителя, но с участием двух свидетелей.
Копия протокола об административном правонарушении от 08.11.20076 N Л-306-(П) и повестка о явке законного представителя на рассмотрение дела об административном правонарушении, назначенного на 15.11.2007 на 14 час. направлены в адрес Общества и получены 12.11.2007 заявителем жалобы, о чем свидетельствует уведомление о вручение (л.д. 24 том 1).
На основании имеющихся материалов дела об административном правонарушении 15.11.2007 должностным лицом Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю было вынесено постановление N Л-ЗО6-(П), которым Общество привлечено к административной ответственности на основании статьи 8.32 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 25 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения принятые и обжалуемые по делу судебные акты, исходит из установленных судами обстоятельств дела и следующих норм материального и процессуального права.
Статьей 8.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Согласно пункту 19 Правил пожарной безопасности в лесах утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.03.2007 N 417 заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и окаймлена минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м.
Пункт 20 вышеуказанных Правил предусматривает, что места рубки (лесосеки) в хвойных равнинных лесах на сухих почвах с оставленной на период пожароопасного сезона заготовленной древесиной, а также с оставленными на перегнивание порубочными остатками окаймляются минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра. Места рубок (лесосеки) площадью свыше 25 гектаров должны быть, кроме того, разделены минерализованными полосами указанной ширины на участки, не превышающие 25 гектаров.
Из пункта 21 вышеуказанных Правил следует, что места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и окаймляются минерализованной полосой шириной не менее 1.4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах - двумя такими полосами на расстоянии 5-10 метров одна от другой.
Судом установлено и из материалов дела следует, что требования Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.03.2007 N 417, при проведении заготовки древесины не были выполнены Обществом.
В выданных 29.12.2006 Обществу лесорубочным билетах отсутствуют сведения о согласовании временных мест складирования древесины в делянах после вырубки, которая должна вывозиться с лесосеки одновременно с заготовкой (л.д. 35-43 том 1).
Вместе с тем, как следует из акта проверки от 08.11.2007 N Л-306-3;П и протокола об административном правонарушении от 08.11.2007 N Л-306-(П) после заготовки часть древесины осталась лежать на делянах и не вывезена к местам складирования.
Требование об окаймлении мест хранения заготовленной древесины минерализованной полосой шириной не менее 1.4 м Обществом не выполнено.
Из материалов дела следует, что Общество производило заготовку древесины в период пожароопасного сезона, который на основании приказа от 18.04.2007 КГУП "Озерский лесхоз"" установлен с 20.04.2007 и закончился на основании приказа Управления лесами Алтайского края от 30.11.2007 N 113 - 30.11.2007.
Данные ненормативные акты не были оспорены заявителем жалобы в установленном законодательством порядке, поэтому обоснованно приняты за основу судебными инстанциями при рассмотрении данного арбитражного дела.
В соответствии с пунктом 16 Правил пожарной безопасности в лесах утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.03.2007 N 417 при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Из представленных материалов дела следует, что на отдельных делянах Первомайского, Кислянского лесохозяйственных участков не полностью проведена очистка мест рубки от порубочных остатков в соответствии с вышеуказанными Правилами.
Доводы заявителя о нарушении Управлением Росприроднадзора по Алтайскому краю порядка привлечения Общества к административной ответственности не нашли своего подтверждения.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что о времени и месте составления протокола об административном правонарушении лицо, привлекаемое к административной ответственности, а также и о времени и месте рассмотрении дела об административном правонарушении уведомлено надлежащим образом.
В пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.05 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, не относится к существенным недостаткам протокола только в случае, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления.
Установленные судами обстоятельства свидетельствуют о том, что административным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении были обеспечены надлежащие процессуальные гарантии прав лица, привлекаемого к административной ответственности, которыми данное лицо не воспользовалось.
На основании изложенного, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых по делу судебных актов, поскольку выводы судебных инстанций соответствуют обстоятельствам дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств дела и являлись предметом рассмотрения судебных инстанций, в связи с чем у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют основания для переоценки данных выводов судебных инстанций.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 21.01.2008 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-12101/07-4 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2008 по делу N 07АП-979/08 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 мая 2008 г. N Ф04-3092/2008(5238-А03-43)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании