Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 21 мая 2008 г. N Ф04-3170/2008(5402-А03-40)
(извлечение)
К. (далее - К.) обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Барнаула (далее - Инспекция) о признании недействительным решения от 25.07.2007 об отказе в государственной регистрации юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Сатурн" (далее - Общество) при создании и обязании налогового органа возместить расходы по уплате государственной пошлины за государственную регистрацию в размере 2000 руб. и оплате услуг представителя в размере 3000 руб.
Решением от 02.11.2007 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.01.2008, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе К., ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить, принять новое решение, оплату судебных расходов возложить на Инспекцию, а также обязать налоговый орган возместить расходы по оплате услуг представителя в размере 3 000 руб. Инспекция возражает против удовлетворения кассационной жалобы согласно отзыва.
Судом и материалами дела установлено следующее.
18.07.2007 К. обратился в Инспекцию с заявлением о государственной регистрации вновь создаваемого Общества.
25.07.2007 Инспекция приняла решение об отказе в государственной регистрации Общества при создании, сославшись на отсутствие заявления о государственной регистрации юридического лица с указанием достоверных сведений о месте его нахождения.
К., не согласившись с указанным решением налогового органа, обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены или изменения решения и постановления суда.
Кассационная инстанция считает основанным на нормах Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) довод заявителя жалобы о том, что статья 12 Закона о регистрации не возлагает на заявителя обязанность представления в регистрирующий орган документа, подтверждающего возможность нахождения юридического лица после регистрации по заявленному им адресу (как то договор о намерениях, гарантийное письмо и т.п.), в месте с комплектом документов согласно статье 12 указанного Закона.
В то же время представление полного пакета документов, которые по своему наименованию соответствуют требованиям Закона о регистрации, не предполагает обязанности налогового органа произвести соответствующие действия по регистрации в случае установления им (налоговым органом) недостоверности изложенных в представленных документах сведений, подлежащих внесению в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), по следующим обстоятельствам.
Согласно статьи 4 Закона о регистрации ЕГРЮЛ является федеральным информационным ресурсом.
Федеральный информационный ресурс представляет из себя информацию, содержащуюся в федеральной информационной системе (статьи 13, 14 Федерального Закона N 149-ФЗ от 27.07.2006 "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является принцип достоверности информации (статья 3 Закона Федерального Закона N 149-ФЗ от 27.07.2006).
В соответствии с пунктами "а" статей 12, 14, 17 Закона о регистрации при государственной регистрации создаваемого юридического лица (статья 12), или при регистрации создаваемого путем реорганизации юридического лица (статья 14), или при регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ (статья 17), в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается достоверность представленных сведений.
Статьей 25 Закона о регистрации предусмотрено привлечение к установленной законодательством Российской Федерации ответственности заявителей, юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, за представление недостоверных сведений.
Следовательно, необходимым условием проведения регистрации в соответствии с требованиями Закона о регистрации является не только представление заявителем полного перечня документов, предусмотренного соответствующей главой указанного Закона, но и достоверность заявленной информации, в том числе, подлежащей внесению в ЕГРЮЛ, что подтверждается положениями статей 4, 12, 14, 17, 25 Закона о регистрации, статей 3, 13, 14 Федерального Закона N 149-ФЗ от 27.07.2006.
Согласно заявлению о государственной регистрации юридического лица (л.д. 21, том 1), а также пункту 1.9 устава Общества (л.д. 32, том 1) местом нахождения Общества определено: Алтайский край, г. Барнаул, ул. Пушкина, дом 29.
Как установлено судом, согласно составленному налоговым органом протоколу расположенное по указанному адресу здание принадлежит ЗАО "Сиблесэкспорт", которое договоров по предоставлению офисных, торговых и складских помещений с ООО "Сатурн" и с К. не заключало.
Таким образом, поскольку согласно вышеперечисленных норм Закона о регистрации и Закона N 149-ФЗ от 27.07.2006 документы должны отвечать требованию достоверности содержащейся в них информации, а К. не опроверг доводы и доказательства Инспекции относительно недостоверности сведений об указанном им в заявлении месте нахождения Общества, арбитражный суд правомерно отказал в удовлетворении требований заявителя.
В силу статьи 12 Закона о регистрации документ об уплате госпошлины должен быть представлен одновременно со всеми остальными документами при государственной регистрации юридического лица при его создании.
Уплаченная госпошлина согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату в случае отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.
Заявитель не обосновал ссылками на нормы законодательства право на возврат госпошлины в данном случае, - когда имел место отказ в регистрации после рассмотрения Инспекцией представленных заявителем документов, и решение об отказе в регистрации признано судами обоснованным.
Поскольку К. отказано в удовлетворении заявленных требований, исходя из положений статьи 110 АПК РФ кассационная инстанция поддерживает вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для взыскания судебных расходов с налогового органа.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 02.11.2007 и постановление апелляционной инстанции от 21.01.2008 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-8547/07-36 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 мая 2008 г. N Ф04-3170/2008(5402-А03-40)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании