Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 27 мая 2008 г. N Ф04-3194/2008(5445-А46-43)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "МультиКабельные Сети" (далее по тексту - Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Омскому отделу Сибирского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее по тексту - СМТУ Ростехрегулирования) о признании предписания от 30.11.2007 N М-130 недействительным.
Заявленные требования мотивированы отсутствием нормативных правовых актов, регламентирующих методику проведения проверки и утверждения типа измерительной системы, состоящей из прикладного программного обеспечения АСП "Fastcom" 10 и сервера Inpro Archer мод. I n T, используемой при расчетах с покупателями за услуги связи по передаче данных в сети Интернет.
По мнению заявителя, выданное предписание нарушает его права и законные интересы, препятствует использованию имеющейся у него автоматизированной системой расчетов.
Решением от 11.02.2008 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано в полном объеме.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого по делу судебного акта не проверялась.
В кассационной жалобе Общество просит отменить принятый по делу судебный акты и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению заявителя жалобы, выводы суда не соответствуют нормам действующего законодательства и нарушают права и законные интересы Общества.
В отзыве на кассационную жалобу просит оставить без изменения принятый по делу судебный акт.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом при принятии обжалуемого судебного акта норм материального и процессуального права, исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва на жалобу, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что 30.11.2007 начальником отдела государственного надзора по Омской области СМТУ Ростехрегулирования Н.С.В., заместителем начальника отдела (инспекции) госнадзора по Омской области А.В.Ч. была проведена проверка состояния и применения Обществом средств измерения в порядке осуществления государственного метрологического контроля и надзора.
В ходе проверки установлено, что измерительная система, состоящая из прикладного программного обеспечения АСП "Fastcom" 10 и сервера Inpro Archer мод. I n T, используемая Обществом при взаимных расчетах с покупателями за услуги связи по передаче данных в сети Интернет, не имеет сертификата об утверждении типа средства измерения, не внесена в государственный реестр средств измерений, отсутствует перечень средств измерений, подлежащих проверке, приказ о назначении главного метролога или лица, ответственного за обеспечение средств измерений, метрологическая служба или иная организационная структура по обеспечению единства измерений, что нашло своё отражение в акте проверки от 30.11.2007 N 130.
Начальником отдела государственного надзора по Омской области СМТУ Ростехрегулирования 30.11.2007 вынесено предписание N М-130 о запрете применения непроверенной и неутвержденного типа измерительной системы, состоящей из прикладного программного обеспечения АСП "Fastcom" 10 и сервера Inpro Archer мод. I n T, при взаимных расчетах с покупателями за услуги связи по передаче данных в сети Интернет и устранении выявленных нарушений метрологических правил и норм.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Отказывая Обществу в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался тем, что используемое Обществом средство измерения, не внесенное в Государственный реестр средств измерений и не прошедшее установленные законом обязательные испытания, не подлежит применению. Использование же в расчетах с покупателями не проверенного и не утвержденного типа измерительной системы является нарушением Закона Российской Федерации от 27.04.1993 N 4871-1 "Об обеспечении единства измерения".
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения принятый по делу судебный акт, исходит из установленных судом обстоятельств и следующих норм материального права.
Правовые основы обеспечения единства измерений в Российской Федерации и порядок регулирования отношений государственных органов управления Российской Федерации с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерений установлены Законом Российской Федерации от 27.04.1993 N 4871-1 "Об обеспечении единства измерений" (далее по тексту - Закон от 27.04.1993 N 4871-1).
Нормативными документами по обеспечению единства измерений являются государственные стандарты, применяемые в установленном порядке международные (региональные) стандарты, правила, положения, инструкции и рекомендации (статья 1 Закона от 27.04.1993 N 4871-1).
ГОСТ Р 8.596-2002 относит к разновидностям средств измерения измерительные системы, представляющие собой совокупность измерительных, связующих, вычислительных компонентов, образующих измерительные каналы, и вспомогательных устройств (компонентов измерительной системы), функционирующих как единое целое.
Пунктом 1 статьи 8 Закона РФ от 27.04.1993 N 4871-1 установлено, что средства измерений используются для определения величин, единицы которых допущены в установленном порядке к применению в Российской Федерации.
Единицы измерения, используемые в целях осуществления государственного учета и отчетности, анализа и прогнозирования развития экономики, обеспечения международных статистических сопоставлений, осуществления внутренней и внешней торговли, государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и организации таможенного контроля, определяются Общероссийским классификатором единиц измерения ОК 015-94 (МК 002-97), утвержденным Постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 26.12.1994 года N 366.
Пункт 254 раздела 2 вышеуказанного Общероссийского классификатора единиц измерения "Национальные единицы измерения, включенные в ЕСКК" среди прочих технических единиц называет такую единицу измерения как бит, что свидетельствует о том, что бит является физической величиной, подлежащей измерению.
Информационным письмом от 29.12.1997 N 7199 введено в действие Руководство по установлению номенклатуры средств измерения, подлежащих проверке, утвержденное Госкомсвязи РФ от 29.12.1997, в пункте 2 Приложения Б которого указано, что объем (количество) передаваемой информации является параметрами системы расчетов за услуги связи с пользователями.
Из раздела 1 "Область применения" вышеуказанное руководство следует, что данный документ разработан в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации "Об обеспечении единства измерения" и устанавливает порядок составления перечня подлежащих поверке средств измерения (СИ), предоставляемых при предоставлении услуг электрической связи организациями отрасли "Связь" и относящихся к сфере распространения государственного метрологического контроля и надзора.
Согласно Рекомендациям МИ 2273-93, утвержденных Всероссийским научно-исследовательским институтом метрологической службы Госстандарта РФ 30.12.1993 "Область использования средств измерения, подлежащих поверке" в перечень средств измерения, подлежащих поверке, включены взаимные расчеты между покупателями и продавцом.
Из анализа указанных норм права следует, что суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что используемая Обществом система, состоящая из прикладного программного обеспечения АСП "Fastcom" 10 и сервера Inpro Archer мод. I n T, при взаимных расчетах с покупателями за услуги связи по передаче данных в сети Интернет в совокупности образует измерительную систему.
Статьей 14 Закона от 27.04.1993 N 4871-1 определено, что в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора средства измерений подвергаются обязательным испытаниям с последующим утверждением типа средств измерений.
Решение об утверждении типа средств измерений принимается Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации и удостоверяется сертификатом об утверждении типа средств измерений. Срок действия этого сертификата устанавливается при его выдаче Госстандартом России. Утвержденный тип средств измерений вносится в Государственный реестр средств измерений, ведение которого осуществляется Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации.
Согласно пункту 15 Закона от 27.04.1993 N 4871-1 средства измерения, подлежащие государственному метрологическому контролю и надзору, подвергаются поверке органами Государственной метрологической службы при выпуске из производства или ремонте, при ввозе по импорту и эксплуатации. Допускается продажа и выдача на прокат только поверенных средств измерения.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Общество в процессе осуществления своей деятельности и при взаимных расчетах с покупателями за услуги связи по передаче данных в сети Интернет использовало непроверенное средство измерения.
Средство измерения, не внесенное в Государственный реестр средств измерений, не прошедшее установленные законом обязательные испытания, применению не подлежит.
С учетом изложенного правомерными являются выводы суда о том, что СМТУ Ростехрегулирования законно и обоснованно вынесено предписание от 30.11.2007 N 130 о запрете применения Обществом непроверенной и неутвержденного типа измерительной системы, состоящей из прикладного программного обеспечения АСП "Fastcom" 10 и сервера Inpro Archer мод. I n T, применяемой при взаимных расчетах между обществом и покупателями за услуги связи по передаче данных в сети Интернет, и устранении указанных нарушении метрологических правил и норм.
Судом всесторонне и полно исследованы материалы дела, дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению, не допущено нарушений процессуального законодательства.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на полном, объективном и всестороннем исследовании обстоятельств дела.
Изложенные в кассационной жалобе доводы Общества направлены на переоценку установленных судом обстоятельств дела, поэтому в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не могут приняты судом кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 11.02.2008 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-15301/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 мая 2008 г. N Ф04-3194/2008(5445-А46-43)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании