Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 26 мая 2008 г. N Ф04-3186/2008(5427-А81-25)
(извлечение)
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Центр детского творчества" (далее - МОУ ДОД "Центр детского творчества", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по г. Ноябрьску Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - инспекция, налоговый орган) от 16.05.2007 N 2.11-17/5698.
Решением арбитражного суда от 10.10.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 29.01.2008, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение и постановление отменить, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что спорные компенсационные выплаты не связаны с возмещением затрат в связи с выполнением трудовых обязанностей, а так же не предусмотрены Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах государственного социального страхования", не имеют социальной направленности, а фактически являются элементом заработной платы. Дополнительные выплаты не подпадают под действие статей 217, 238 Налогового Кодекса Российской Федерации и подлежат налогообложению НДФЛ и ЕСН в общеустановленном порядке.
В порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка МОУ ДОД "Центр детского творчества" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет НДФЛ, ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2003 по 31.12.2005, по результатам которой принято решение от 16.05.2007 N 2.11-17/5698 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по статье 123 Налогового Кодекса Российской Федерации за неполную уплату НДФЛ за 2004 год в виде штрафа в размере 60 019,20 руб.; по пункту 1 статьи 122 Налогового Кодекса Российской Федерации за неполную уплату: ЕСН за 2004 год в виде штрафа в размере 129 272, 11 руб., ЕСН (ФСС) за 2004 год в виде штрафа в размере 18 467,44 руб., ЕСН (ФФОСМ) за 2004 год в размере 923,37 руб., ЕСН (ТФОМС) за 2004 год в размере 15 697,32 руб. Также налогоплательщику за несвоевременную уплату налогов и сборов в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации были начислены пени в размере 40 623,59 руб.
Не согласившись с выводами налогового органа, МОУ ДОД "Центр детского творчества" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд принял законные и обоснованные судебные акты в соответствии с нормами действующего законодательства, при этом правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 217 Налогового Кодекса Российской Федерации к доходам физических лиц, не подлежащим налогообложению (освобождаемым от налогообложения) налогом на доходы, относятся все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Согласно абзацу 9 подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового Кодекса Российской Федерации не подлежат обложению единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Поскольку понятие компенсационных выплат Налоговым кодексом Российской Федерации не установлено, в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Налогового Кодекса Российской Федерации данное понятие следует применять в том значении, в каком оно используется в трудовом законодательстве.
При определении понятия компенсации, арбитражный суд, в силу статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, правомерно руководствовался положениями статьи 164 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
Из содержания изложенных норм права следует, что в налоговую базу по ЕСН и НДФЛ не включаются выплаты компенсационного характера, связанные с исполнением работниками трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей, но не входящие в систему оплаты труда.
Согласно статье 144 Трудового кодекса Российской Федерации порядок и условия применения стимулирующих выплат и компенсаций в организациях финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливаются органами власти соответствующего субъекта.
В силу статьи 6 Трудового кодекса Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право в пределах средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации принимать нормативные правовые акты, направленные на повышение уровня трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленными федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
На основании изложенного арбитражным судом правомерно отмечено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в том числе устанавливать дополнительные компенсации для возмещения затрат, связанных с исполнением трудовых обязанностей для работников учреждений, финансируемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Таким образом судом обоснованно отклонен как несостоятельный довод налогового органа о том, что Постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа N 477 от 24.12.2003 "О компенсационных выплатах работникам бюджетной сферы, неработающим пенсионерам и инвалидам" принято Губернатором Ямало-Ненецкого автономного округа с превышением своих полномочий.
Также судом обоснованно отклонены доводы инспекции о том, что спорные компенсационные выплаты не связаны с выполнением работниками их трудовых обязанностей и являются элементами заработной платы.
Так, судом установлено, что Губернатором Ямало-Ненецкого автономного округа принято Постановление от 24.12.2003 года N 477 "О компенсационных выплатах работникам бюджетной сферы, неработающим пенсионерам и инвалидам", которым утверждено Положение о порядке установления в 2004 году компенсационных выплат работникам бюджетной сферы в целях возмещения дополнительных физиологических затрат и более высокой стоимости жизни населения Ямало-Ненецкого автономного округа, обусловленных воздействием географических и климатических факторов.
При этом указанная компенсация, согласно разделу 2, 3 Положения имеет целевое назначение, связанное с возмещением дополнительных затрат работников бюджетной сферы, имеет отдельную от оплаты труда статью расходов по смете, предоставляется на основании заявки бюджетных организаций по числу работающих и устанавливается в фиксированном размере на одну тарифную ставку (должностной оклад) по основному месту работы за фактически отработанное время, то есть указанная компенсация непосредственно связана с исполнением работником бюджетного учреждения трудовой функции и при этом не является элементом заработной платы.
При указанных обстоятельствах, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что компенсационная выплата, установленная Положением, утвержденным Постановлением Губернатора от 24.12.2003 N 477 в силу статьи 164 Трудового кодекса Российской Федерации относится к компенсационным выплатам, связанным с возмещением затрат работнику в связи с исполнением трудовых обязанностей в пределах норм, утвержденных соответствующими актами субъектов Российской Федерации и на основании пункта 3 статьи 217 и подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Кодекса освобождаются от налогообложения НДФЛ и ЕСН.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налоговый орган обязан документально доказать и обосновать принятие ненормативного акта, однако, в данном случае налоговым органом не представлено достаточных доказательств в обоснование доводов, изложенных в кассационной жалобе.
В целом доводы кассационной жалобы заявлены без учета выводов арбитражного суда относительно установленных обстоятельств по делу, направлены на переоценку выводов суда, оснований к чему кассационная инстанция в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеет.
Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
При изложенных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10.10.2007 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.1.2008 по делу N А81-2937/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 мая 2008 г. N Ф04-3186/2008(5427-А81-25)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании