Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 29 мая 2008 г. N Ф04-3269/2008(5619-А75-43)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "СпецСтройРемонт" (далее по тексту - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации г. Сургута (далее по тексту - Департамент) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в предоставлении земельного участка, площадью 0,59 га, изложенном в письме от 10.09.2007, и обязании Департамента подготовить в течение 7 дней и выдать акт на выбор земельного участка для строительства магазина "Сад-Огород" по адресу: г. Сургут, ул. Аэрофлотская.
Решением суда первой инстанции от 23.01.2008 заявленные требования Общества удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Департамент просит отменить судебный акт первой инстанции и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований Общества.
Заявитель кассационной жалобы считает, что Департамент не является надлежащим ответчиком по данному делу, и в рассматриваемых правоотношениях предоставление Обществу земельного участка в аренду или в собственность для строительства магазина возможно только путем проведения открытых торгов.
Отзыв на кассационную жалобу Обществом не представлен до начала судебного заседания.
В судебном заседании представители Департамента имущественных и земельных отношений и администрации г. Сургута поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции, заслушав представителя заявителя кассационной жалобы и третьего лица, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировал доводы лиц, участвующих в деле, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 18.06.2007 Общество обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства магазина, площадью 0,59 га, расположенного по адресу: г. Сургут, ул. Аэрофлотская.
Департамент письмом N 14-6250(07) от 10.09.2007 отказал Обществу в выборе земельного участка и предварительном согласованиии, ссылаясь при этом на то, что без проведения открытых торгов земельные участки по процедуре предварительного согласования места размещения объекта могут быть предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования только государственным и муниципальным учреждениям или безвозмездного срочного пользования религиозным организациям.
Не согласившись с действиями Департамента, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Принимая решение о признании незаконным отказа Департамента и обязании выдать акт о выборе земельного участка под строительство магазина "Сад-огород", суд первой инстанции исходил из отсутствия отрицательного заключения Департамента архитектуры и градостроительства о невозможности размещения объекта на испрашиваемом Обществом земельном участке, нарушения порядка рассмотрения заявления Общества, а также отсутствия градостроительной документации на испрашиваемый земельный участок, необходимой для предоставления земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта и только на торгах в соответствии с пунктом 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения принятый по делу судебный акт, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
Согласно статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием места размещения объекта, либо без предварительного согласования места размещения объекта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что Общество обратилось с заявлением о выборе земельного участка для строительства магазина, в котором указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок (в аренду).
Порядок рассмотрения документов при предоставлении земельных участков для строительства на территории г. Сургута, а также полномочия Департамента имущественных и земельных отношений при рассмотрении заявлений о выборе земельного участка регулируется Порядком подготовки и оформления документов при предоставлении земельных участков, прекращении и переоформлении прав на них на территории города, утвержденным постановлением администрации г. Сургута от 27.06.2005 N 84.
Данным Порядком подготовки и оформления документов при предоставлении земельных участков, прекращении и переоформлении прав на них на территории города, утвержденных постановлением администрации г. Сургута от 27.06.2005 N 84 предусмотрены только два основания для отказа в выдаче акта о выборе земельного участка, предоставляемого в аренду для строительства: наличие двух и более заявлений на один земельный участок, поступивших в течение семи календарных дней со дня принятия первого заявления, и отрицательное заключение Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Сургута.
В соответствии со статьей 4 вышеуказанного Порядка Департамент обеспечивает выбор земельного участка, для чего запрашивает от Департамента архитектуры и градостроительства информацию о наличии градостроительной документации о застройке части территории города, на которой испрашивается земельный участок, ее основных положениях, о территориальной зоне и градостроительных регламентах, о пригодности земельного участка для использования в заявленных целях и т.д. и в течение пятнадцати дней с момента получения всех необходимых документов оформляет акт о выборе земельного участка, который выдается на руки заявителю для проведения процедур согласования.
В случае получения заключения уполномоченного в области архитектуры и градостроительства органа о невозможности размещения объекта заявителю в семидневный срок направляется мотивированный отказ в выборе земельного участка, что является основанием для отказа заявителю в выборе испрашиваемого земельного участка.
Доказательства обращения в Департамент архитектуры и градостроительства с указанным запросом ответчиком не представлены.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции находит обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что при отказе в предоставлении Обществу земельного участка не был соблюден порядок рассмотрения заявления.
Согласно пункту 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий).
Из вышеизложенного следует, что при наличии двух условий - наличие утвержденной в установленном порядке градостроительной документации о застройке территории поселения и утвержденных правил землепользования, возможно предоставление земельного участка в аренду для строительства без предварительного согласования мест размещения объекта путем проведения торгов.
В соответствии со статьей 1 Правил землепользования и застройки города Сургута, утвержденных решением Сургутской городской Думы от 28.06.2005 N 475-Ш, градостроительная документация представляет собой документы территориального планирования, документацию по планировке территории (проект планировки, проект межевания, градостроительный план земельного участка).
Доказательства наличия указанной документации на спорный земельный участок, Департаментом не представлены.
На основании изложенного, вывод суда о недоказанности Департаментом тех обстоятельств, что спорный земельный участок подлежит предоставлению без предварительного согласования мест размещения объекта и только на торгах, является правомерным.
Из Порядка подготовки и оформления документов при предоставлении земельных участков, прекращении и переоформлении прав на них на территории города, утвержденным постановлением администрации г. Сургута от 27.06.2005 N 84 следует, что для получения заявителем акта о выборе земельного участка для последующего согласования мест размещения объектов является соответствие испрашиваемого участка виду разрешенного использования, установленного градостроительными регламентами.
Решением Думы г. Сургута от 30.05.2007 N 221-1V внесены соответствующие изменения в Правила землепользования и застройки на территории г. Сургута, согласно которой изменены границы территориальной зоны Р 1 в результате выделения новой зоны ОД.2 по ул. Аэрофлотской.
Согласно статье 55 Градостроительного регламента Правил землепользования и застройки на территории города Сургута, территориальная зона ОД.2 предназначена для размещения коммерческих, офисных, учебных, спортивно-оздоровительных и иных учреждений. К основным видам разрешенного использования земельных участков и данной зоне относится, в том числе и использование земельных участков для размещения торговых учреждений.
Таким образом, указанный Обществом в заявлении испрашиваемый земельный участок для размещения магазина по адресу: г. Сургут, ул. Аэрофлотская соответствует разрешенному использованию на территориальной зоне ОД.2 земельных участков.
При таких обстоятельствах у Департамента не было установленных законодательством оснований для отказа Обществу в выборе земельного участка и предварительного согласования места размещения для строительства магазина "Сад-огород" на вышеуказанной территории.
Таким образом, арбитражный суд обоснованно признал отказ Департамента имущественных и земельных отношений администрации г. Сургута N 14-6250(07) от 10.09.2007 незаконным, как противоречащий порядку предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также регулирование застройки территорий городских и сельских поселений регламентируемый Земельным и Градостроительным кодексами Российской Федерации.
Доводы Департамента о том, что он не является надлежащим ответчиком по данному делу, судом кассационной инстанции признаются несостоятельными.
Согласно Положению о Департаменте имущественных и земельных отношений, утвержденному распоряжением мэра г. Сургута от 03.09.2002 N 2611, данный Департамент является структурным подразделением администрации г. Сургута, до осуществления разграничения государственной собственности на землю осуществляет в полном объеме права и обязанности муниципального образования в области управления и распоряжения государственными землями. Департамент является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, выступает в суде от своего имени.
Судом всесторонне и полно исследованы материалы дела, дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению, не допущено нарушений процессуального законодательства.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на полном, объективном и всестороннем исследовании обстоятельств дела.
Изложенные в кассационной жалобе доводы направлены на переоценку установленных судебной инстанцией обстоятельств дела, поэтому в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не могут приняты судом кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 23.01.2008 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-7426/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 мая 2008 г. N Ф04-3269/2008(5619-А75-43)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании