• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 июня 2008 г. N Ф04-2988/2008(5011-А45-13) При новом рассмотрении дела о признании недействительным соглашения об уступке права требования суду необходимо обосновать факт того, что уступка права требования компенсации приводит к невозможности реализации прав истца, принять во внимание факт того, что право требования передано по денежному обязательству, а также выяснить, имеет ли значение то обстоятельство, в чей адрес необходимо перечислить денежную сумму с целью прекращения обязательства по договору (извлечение)

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Организация обратилась в суд с требованием о признании недействительным соглашения об уступке права требования с истца компенсации с счет оплаты уступленных ему по договору цессии прав и обязанностей по инвестиционному контракту. Оспариваемое соглашение было заключено между первоначальным кредитором по указанному договору цессии (заключенному с истцом) и третьим лицом.

Суды удовлетворили требование, посчитав, что получение компенсации первоначальным кредитором ставилось в прямую зависимость от комплекса совершаемых им для исполнения договора цессии действий по передаче прав и обязанностей истцу. Поэтому для должника (истца) личность кредитора имеет существенное значение. Следовательно, требовалось согласие истца на заключение оспариваемой сделки.

Отправляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал следующее.

В соответствии с ГК РФ для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором. Получение согласия должника необходимо, когда личность кредитора имеет существенное значение для должника.

Между тем в рассматриваемом случае суды не учли, что оспариваемое соглашение не содержит условий, свидетельствующих о том, что выплата компенсации поставлена в зависимость от исполнения обязательств ответчика (первоначального кредитора) по инвестиционному контракту. Кроме того, положения гражданского законодательства связывают переход права (перемещение имущества в форме прав требования) с моментом заключения договора об уступке. Невыполнение первоначальным кредитором условий по передаче прав истцу не свидетельствует о ничтожности оспариваемой цессии, а может повлечь ответственность первоначального кредитора за неисполнение обязательств. Суды не обосновали свой вывод о том, что уступка прав требования компенсации приводит к невозможности реализации прав истца. Делая вывод о том, что личность кредитора в этом случае имеет существенное значение, суды оставили без внимания то обстоятельство, что данное право было передано по денежному обязательству.


Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 июня 2008 г. N Ф04-2988/2008(5011-А45-13)


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника


Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании