Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 19 июня 2008 г. N Ф04-3721/2008(6860-А45-21)
(извлечение)
Мэрия города Новосибирска 17.04.2007 обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к индивидуальному предпринимателю К.С.Г. о запрете осуществлять перевозки пассажиров по муниципальной маршрутной сети города Новосибирска без заключения договора на осуществление пассажирских перевозок в порядке, установленном Законом Новосибирской области от 21.07.1999 N 71-ОЗ и решениями Городского Совета Новосибирска от 28.10.1998 N 178, от 03.07.2003 N 179.
Требование исполнительного органа местной власти мотивировано незаконным осуществлением предпринимателем перевозки пассажиров транспортом общего пользования по муниципальной маршрутной сети города Новосибирска без заключения соответствующего договора.
До принятия судебного акта истец в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнил требование в части указания на Закон Новосибирской области от 07.06.2007 N 112-ОЗ.
Определением суда первой инстанции от 09.07.2007 производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд сделал вывод о том, что у заявителя отсутствует реально осуществимое субъективное материальное право, и посчитал, что выбранный способ защиты не имеет реальных последствий его применения для защищаемого права.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 23.11.2007 определение суда отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, так как характер спора и его субъектный состав соответствуют статье 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда первой инстанции от 24.12.2007 в удовлетворении требования мэрии города Новосибирска отказано.
Суд указал на решение суда от 17.10.2007 по другому делу N А45-6112/07-39/185, в котором установлено, что предприниматель К.С.Г. не осуществляет пассажирские перевозки по муниципальной маршрутной сети города Новосибирска без заключения в установленном порядке договора.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2008 решение суда отменено. Принят новый судебный акт о запрете предпринимателю о.С.Г. осуществлять перевозки пассажиров по муниципальной маршрутной сети города Новосибирска без заключения договора.
Суд апелляционной инстанции посчитал подтвержденным осуществление предпринимателем К.С.Г. пассажирских перевозок по муниципальной маршрутной сети.
В кассационной жалобе предприниматель К.С.Г. просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Предприниматель К.С.Г. считает, что право на осуществление перевозок пассажиров возникает у зарегистрированных индивидуальных предпринимателей с момента получения лицензии и это право не может быть ограничено областным законом.
Из пункта 1 части 3 статьи 24 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", пункта 8 статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предприниматель К.С.Г. делает вывод о том, что автомобильные дороги являются территорией общего пользования, соответственно, любой владелец транспортного средства вправе ими пользоваться, в том числе, для перевозки пассажиров, на что орган местного самоуправления не вправе вводить запрет.
В судебном заседании заявитель кассационной жалобы поддержал доводы об отмене постановления суда апелляционной инстанции и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Мэрия города Новосибирска в отзыве отклонила кассационную жалобу предпринимателя К.С.Г.
По утверждению мэрии, организация маршрута, кроме разработки схемы движения, предполагает обустройство объектами транспортной инфраструктуры. Меры по предотвращению случаев работы перевозчиков без заключенного с уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления договора об организации пассажирских перевозок принимаются Главным управлением внутренних дел по Новосибирской области, Сибирским управлением государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта совместно с Департаментом транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области.
В судебном заседании представитель мэрии возразил против удовлетворения кассационной жалобы предпринимателя К.С.Г.
Проверив в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене, производство по делу - прекращению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, межведомственной комиссией, созданной приказом первого заместителя мэра города Новосибирска от 14.06.2005 N 59, установлены факты перевозок пассажиров транспортом общего пользования - автобусами ПАЗ, принадлежащими предпринимателю К.С.Г., по муниципальному маршруту города Новосибирска с трафаретом N 1212 "Северо-Чемской жилмассив - Вокзал Главный" без заключения договора с мэрией города Новосибирска.
Требование мэрии города Новосибирска заключается в запрете предпринимателю К.С.Г. осуществлять перевозки пассажиров по муниципальной маршрутной сети города Новосибирска без заключения договора, поскольку предприниматель К.С.Г. самостоятельно определила номер маршрута, вид транспортных средств и их количество для перевозок пассажиров, схему движения маршрута, расписание (график) движения, фактически взяла на себя полномочия по организации транспортного обслуживания в пределах городского округа.
Создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа частью 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесено к вопросам местного значения городского округа.
Городская администрация в области транспорта согласно части 6 статьи 72 Закона Российской Федерации от 06.07.1991 N 1550-1 "Об местном самоуправлении в Российской Федерации" осуществляет контроль за работой транспортных предприятий и организаций, обслуживающих население города, утверждает маршруты и графики движения местного транспорта, привлекает на договорных началах к транспортному обслуживанию населения предприятия и организации, действующие на территории города.
Также согласно пункту 12 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации полномочны в решении вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом.
Законом Новосибирской области от 07.06.2007 N 112-ОЗ предусмотрена организация маршрутной сети путем привлечения перевозчиков к выполнению регулярных пассажирских перевозок на основании заключаемых уполномоченными органами договоров об организации пассажирских перевозок.
Санкции за нарушение правил организации осуществления пассажирских перевозок содержатся в статье 10.3. Закона Новосибирской области от 14.02.2003 N 99-ОЗ (введенной Законом Новосибирской области от 14.04.2007 N 94-ОЗ) "Об административных правонарушениях в Новосибирской области".
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 10.3 названного Закона Новосибирской области, вправе согласно пункту 6 ч. 2 статьи 15.3. этого Закона (введенного Законом Новосибирской области от 07.02.2008 N 204-ОЗ) составлять должностные лица областного исполнительного органа государственной власти Новосибирской области, органа местного самоуправления, уполномоченного в сфере организации транспортного обслуживания населения.
Решение суда от 17.10.2007 по делу N А45-6112/07-39/185 об отказе предпринимателям, в том числе К.С.Г., в признании недействующей статьи 10.3. Закона Новосибирской области "Об административных правонарушениях" отменено постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 04.03.2008 N Ф04-1454/2008 (1591-А45-29). Производство по данному делу об оспаривании предпринимателями ненормативного правового акта прекращено.
Поскольку в сфере публично-правовых отношений по организации транспортного обслуживания населения ответственность предусмотрена административным законодательством, арбитражному суду не подведомственно требование органа местного самоуправления о защите гражданских прав в соответствии со статьями 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Вследствие неправильного применения норм материального и неприменения надлежащих норм процессуального права, вынесенные по существу требования мэрии судебных актов судов первой и апелляционной инстанции подлежат отмене.
Так как требование мэрии о запрете осуществлять перевозки пассажиров по муниципальной маршрутной сети города Новосибирска без заключения договора на осуществление пассажирских перевозок не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, производство по делу в силу пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прекращается.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче кассационной жалобы возмещаются заявителю из дохода федерального бюджета.
В порядке, предусмотренном статьей 326 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суду первой инстанции произвести поворот исполнения отмененных судебных актов.
Руководствуясь пунктом 6 части 1 статьи 287, частью 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции постановил:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 24.12.2007 по делу N А45-5501/07-32/134 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2008 N 07АП-274/08 отменить.
Производство по делу прекратить.
Возвратить индивидуальному предпринимателю К.С.Г. из федерального бюджета Российской Федерации 1 000 рублей государственной пошлины, уплаченной по квитанции от 24.04.2008.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 июня 2008 г. N Ф04-3721/2008(6860-А45-21)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании