Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 24 июня 2008 г. N Ф04-3809/2008(7044-А70-19)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Фармация" (далее - ООО "Фармация") обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Тюмени N 2 (далее - инспекция) о признании недействительным решения от 10.05.2007 N 12-19/105 в части начисления налога на добавленную стоимость в сумме 44 425 719 руб. и пени в сумме 25 211 004 руб.; налога на прибыль в сумме 14 572 399 руб. и пени в сумме 6 351 331 руб.; транспортного налога в сумме 3 180 руб. и пени в сумме272 руб.; налога на имущество в сумме 196 877 руб. и пени в сумме 92 988 руб.; земельного налога в сумме 144 539 руб. и пени в сумме 38 258 руб.; единого социального налога в сумме 667 332,089 руб. и соответствующих сумм пеней за его несвоевременную уплату.
Решением от 14.08.2007 Арбитражного суда Тюменской области оспариваемое заявителем решение налогового органа признано недействительным в части предложения уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 44 425 719 руб. и пени в сумме 25 211 004 руб.; налог на прибыль в сумме 14 572 399 руб. и пени в сумме 6 351 331 руб.; налог на имущество в сумме 196 877 руб. и пени в сумме 92 988 руб.; транспортный налог в сумме 3 180 руб. и пени в сумме 272 руб.; единый социальный налог в сумме 648 267,09 руб. и соответствующие суммы пеней за его несвоевременную уплату.
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2008 судебный акт первой инстанции оставлен без изменения.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на выводы выездной налоговой проверки, просит отменить судебные акты.
По мнению налогового органа, обе судебные инстанции в нарушение статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не исследовали все имеющиеся в деле доказательства и не приняли во внимание, что в 2003 году ООО "Фармация" не велся раздельный учет реализации товаров, облагаемых по разным ставкам, поэтому сумма налога на добавленную стоимость по итогам проверки по счету 90.13 была доначислена в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации по ставке 20%, а по счету 90.11 "Продажа готовых лекарств ЕНВД" по ставке 10%.
Наряду с этим инспекция утверждает, что выручка от реализации товаров (работ, услуг) по оптовой торговле, отнесенная ООО "Фармация" на указанные счета, в 2003 году не включена в доходы от реализации для расчета НДС и налога на прибыль в размере 178 072 161,80 руб.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Фармация", соглашаясь с выводами арбитражного суда, просит оставить обжалуемые инспекцией судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители инспекции поддержали доводы кассационной жалобы, представители ООО "Фармация" - доводы, изложенные в отзыве.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка соблюдения ООО "Фармация" налогового законодательства за период с 01.01.2003 по 31.12.2005, по итогам которой составлен акт от 28.02.2007 N 12-19/17 и принято оспариваемое названным налогоплательщиком решение от 10.05.2007 N 12-19/105.
Основанием для доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 44 425 719 руб., налога на прибыль в сумме 14 572 399 руб., налога на имущество в сумме 196 877 руб. единого социального налога в сумме 667 332,089 руб. и соответствующих сумм пеней за несвоевременную уплату этих налогов послужил вывод налогового органа о неправомерном применении ООО "Фармация" в 2003 году специального налогового режима в виде единого налога на вмененный доход при реализация товаров с использование безналичной формы расчетов.
Удовлетворяя требования ООО "Фармация" в обжалуемой в кассационной жалобе части, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может применяться в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади.
В статье 492 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что под розничной торговлей понимается отчуждение покупателям товаров для личного, семейного, домашнего и иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Согласно пункту 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Вместе с тем понятие "розничная торговля", содержащееся в статье 492 Гражданского кодекса Российской Федерации, отличается от определения розничной торговли, данного в Налоговом кодексе Российской Федерации.
В статье 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в проверяемый период, под розничной торговлей подразумевалась торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт.
Согласно пункту 4 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации уплата организациями единого налога предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и единого социального налога (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).
Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Пункт 7 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения.
Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении данных видов деятельности в соответствии с иными режимами налогообложения, предусмотренными настоящим Кодексом.
С 1 января 2006 года Федеральным законом от 21.07.2005 N 101-ФЗ введена в действие новая редакция статьи 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации, которая признала розничной торговлей продажу товаров по договорам розничной купли-продажи независимо от формы расчетов.
До вступления названной редакции закона в силу по вопросу применения статьи 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации финансовыми и налоговыми органами давались противоречивые разъяснения, поэтому письмом Министерства финансов Российской Федерации от 15.09.2005 N 03-11-02/37 налоговым органам предложено не производить перерасчет налоговых обязательств за 2003-2005 годы в случае, если налогоплательщиками, переведенными на уплату единого налога на вмененный доход применялись различные формы расчетов за товары при розничной торговле.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Исследовав материалы дела, судебные инстанции установили, что из акта выездной налоговой проверки и решения налогового органа не усматривается, что налоговым органом проверялись платежные поручения на перечисление денежных средств за реализованную продукция, выписки с расчетного счета о движении денежных средств по счету, договоры, или какие-либо иные документы, из которых можно достоверно установить суммы выручки, поступившие ООО "Фармация" при реализации продукции за безналичный и наличный расчет.
Изучив представленные инспекцией в заседание суда апелляционной инстанции копии главной книги за 2003 год по счету 90.13 "Розничные продажи по ЕНВД", главной книги по балансовому счету 90.11 "Продажа готовых лекарств ЕНВД", карточки по организациям, суд пришел к выводу о том, что названные документы также не подтверждают указанные в решении налогового органа суммы выручки от реализации товара, оплаченного в безналичном порядке.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали недействительным решение налогового органа в обжалуемой в кассационной жалобе части.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 14.08.2007 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 11.03.2008 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-2989/13-2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 июня 2008 г. N Ф04-3809/2008(7044-А70-19)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании