Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 8 июля 2008 г. N Ф04-4109/2008(7656-А03-43)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Алтайкрайгазсервис" (далее по тексту - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Главного Управления экономики и инвестиций Алтайского края (далее по тексту - Управление) по отказу в пересмотре тарифов и обязании пересмотреть тарифы на сжиженный газ, реализуемый населению.
Заявленные требования мотивированы тем, что по заявлению от 09.11.2006 Обществу было отказано Управлением о пересмотре тарифов на сжиженный углеводородный газ, реализуемый населению (письмо от 13.02.2007 N к/999/01).
При этом в качестве основания данного отказа Управлением указано на не обоснование необходимости изменения тарифов на газ сжиженный, реализуемый населению.
По мнению заявителя при расчетах Управлением тарифов на сжиженный газ, реализуемый населению на 2007 не были приняты во внимание все затраты предприятия, в результате чего в нарушение пункта 11 Основных положений формирования и государственного регулирования на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021, не возмещаются экономически обоснованные затраты, связанные с транспортировкой и распределением газа.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 05.02.2008 действия Управления, выразившиеся в отказе пересмотра тарифов на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, признаны незаконными, в удовлетворении требования Общества об обязании Управления пересмотреть тарифы на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, отказано.
Принимая решение, суд исходил из необоснованного исключения Управлением из статей тарифа "Оплата за полученный газ" и "Транспортные расходы по доставке газа" затрат Общества по приобретению 21 237,29 тонн газа в 2007. Однако в пересмотре оспариваемых тарифов на сжиженный газ для населения суд первой инстанции отказал с учетом времени вынесения данного решения и принятием Правительством Российской Федерации постановления от 07.04.2007 N 206 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 N 239", которым из Перечня продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг исключен газ сжиженный, на который государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществлялось исполнительной властью субъектов Российской Федерации.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2008 решение суда первой инстанции от 05.02.2008 по делу отменено, в удовлетворении требований Общества о признании незаконными действий Управления по отказу в пересмотре тарифов на сжиженный газ отказано.
Принимая судебный акт, суд апелляционной инстанции исходил из отсутствия мотивировки Обществом о нарушении его прав и законных интересов оспариваемым отказом Управления в пересмотре тарифов и доказательств в обоснование допущенных совершенными Управлением действий по отказу нарушении прав и интересов Общества о необходимости пересмотра тарифа на сжиженный газ в сторону увеличения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить без изменения обжалуемый Обществом судебный акт, считая его законным и обоснованным.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проверив правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Общество является специализированной организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность по реализации сжиженного газа населению для бытовых нужд.
Решением Управления от 29.09.2006 г. N 8 установлены и введены в действие с 15.10.2006 розничные цены на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств): от групповых резервуарных установок в размере 11,50 руб./кг (с учетом НДС); в баллонах в размере 15,70 руб. /кг (с учетом НДС).
09.11.2006 Общество обратилось в Управление с заявлением о пересмотре тарифа на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд.
Письмом от 24.01.2007 N П/92/09-04 Управление в связи с получением Обществом в 2005-2006 балансового газа больше, чем реализует его населению Алтайского края, запросило дополнительные сведения в части количества реализованного сжиженного газа по потребителям с указанием цен реализации за 2005-2006.
В связи с непринятием Управлением решения о пересмотре тарифа на газ согласно поданного заявления от 09.11.2006, Общество повторно обратилось 06.02.2007 в Управление с заявлением, в котором указало на необходимость повышения тарифов на сжиженный газ, реализуемый населению в связи с повышением оптовых цен на сжиженный газ, повышения тарифа на железнодорожные перевозки, энергоносители и другие материалы, используемые в производстве.
Письмом от 13.02.2007 N к/999/01 Управлением дан ответ Обществу, в котором указано, что в результате экспертизы предложений Общества по пересмотру указанных розничных цен газ (экспертное заключение Главэкономики от 02.02.2007) установлено, что акционерным обществом не обоснована необходимость изменения розничных цен на газ сжиженный, реализуемый населению.
Общество оспорило действия Управления по отказу в пересмотре тарифа на газ в судебном порядке.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемый по делу судебный акт, исходит из установленных судами обстоятельств дела и следующих норм материального и процессуального права.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного кодекса Российской Федерации действие Управления, выраженное в письме от 13.02.2007 N К/999/01 об отказе в пересмотре тарифов, может быть признано арбитражным судом незаконным при одновременном наличии двух условий: несоответствие такого действия закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (действовавшего в рассматриваемый период времени) газ сжиженный, реализуемый населению для бытовых нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств) входил в Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляли органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Полномочия по государственному регулированию цен (тарифов) на товары и услуги организаций коммунального комплекса в силу пункта 4.35 Постановления Администрации Алтайского края от 19 января 2006 N 9, в рассматриваемом периоде, осуществлялись Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края, что свидетельствует о полномочиях Управления в регулировании цен на сжиженный газ, реализуемый населению.
Порядок рассмотрения материалов, представляемых для установления (изменения) цен (тарифов), принципы формирования цен на газ, добываемый на территории Российской Федерации и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации определены в Основных положениях формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 г. N 1021 "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации" (далее по тексту - Основные положения).
Согласно пункту 19 Основных положений для предварительного рассмотрения представленных организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, предложений об установлении (изменении) цен (тарифов) и подготовки проекта решения регулирующим органом назначается ответственный из числа членов правления и создается экспертная группа, заключение которой должно содержать: оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении (изменении) цен (тарифов); анализ указанных предложений исходя из всех факторов, принимаемых во внимание регулирующими органами при установлении (изменении) цен (тарифов) в соответствии с настоящими Основными положениями.
Из материалов дела следует, представленные Обществом документы в обоснование увеличения цен (тарифов) на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд прошли соответствующую проверку, результаты которой были отражены в экспертном заключении Управления от 02.02.2007 N 2, основанном на положениях, установленных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 N 1021 "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории РФ", Методическими указаниями по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам России от 23.11.2004 N 194-э/12 "Об утверждении методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению".
Доводы Общества о том, что Управление необоснованно исключило часть затрат на приобретение и доставку 21 237,29 тонн газа, влекущих увеличение тарифа на сжиженный газ были предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции и данным доводам дана правильная оценка с учетом пункта 24 Основных положений, из которого следует, что материалы, представляемые в регулирующие органы, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности должны содержать достоверные сведения и обоснование изменения затрат, влекущих изменение установленных цен (тарифов).
С учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции дана оценка экспертному заключению общества с ограниченной ответственностью "Аудиторская фирма "ЛИФО-Аудит" по материалам, представленным заявителем при обращении в Управление с заявлением о пересмотру тарифов на сжиженный газ (том 2), которое содержит условные выводы с учетом неполноты и противоречивости некоторых данных, представленных Обществом.
Пункт 3 части 1 статьи 199 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривают распределение бремени доказывания по заявлению о признании ненормативного правового акта недействительным, а именно: заявитель должен доказать нарушение его прав и законных интересов оспариваемым действием, а орган или должностное лицо этого органа, совершившее действие, должны доказать его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий.
С учетом установленных обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований о признании незаконными действий Управления, выразившихся в отказе Обществу в пересмотре тарифов на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд.
Судом апелляционной инстанции всесторонне и полно исследованы материалы дела, установлены юридически значимые обстоятельства дела, дана надлежащая правовая оценка представленным сторонами доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению, нарушений процессуальных норм не установлено.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и по существу сводятся к переоценке выводов данной судебной инстанции, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является полномочиями суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2008 по делу N А03-3421/2007-2(07АП-1455/08) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 июля 2008 г. N Ф04-4109/2008(7656-А03-43)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании