Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 7 июля 2008 г. N Ф04-4119/2008(7667-А46-26)
(извлечение)
С. (далее по тексту - С.) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области (далее - налоговый орган) о признании незаконным решения от 19.10.2007 об отказе в государственной регистрации ООО "Исход", в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов.
Решением от 07.12.2007 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 26.03.2008 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований было отказано по мотиву отсутствия в заявлении о регистрации юридического лица данных о населенном пункте, в котором проживает учредитель создаваемого юридического лица, что является достаточным основанием для признания заявления о государственной регистрации юридического лица не представленным в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и основанием для отказа налоговым органом в государственной регистрации.
В кассационной жалобе С., ссылаясь на нарушение судебными инстанциями норм материального права, просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Податель кассационной жалобы считает, что допущенные при заполнении заявления ошибки не являются существенными и носят устранимый характер.
Считает, что налоговый орган имел возможность включить в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о населенном пункте (который по ошибки заявителем не был указан) из любого другого документа, предоставленного на государственную регистрацию.
Указывает, что в соответствии с Методическими разъяснениями по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя, утвержденными приказом Федеральной налоговой службы от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@ предусмотрен порядок исправления ошибок допущенных заявителем в ранее представленных документах.
Отмечает, что согласно пункту 27 части II Методических разъяснений пункт 4.1 заявления не заполняется в случае, если учредитель - физическое лицо - иностранный гражданин или лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами Российской Федерации. В соответствии с требованиями Методических разъяснений место жительства иностранного гражданина - учредителя постоянно проживающего за пределами Российской Федерации должно быть указано в пункте 4.2 заявления.
Отзыв на кассационную жалобу от налогового органа в суд не представлен.
Проверив в порядке статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Материалами дела установлено, что 12.10.2007 С. в налоговый орган были представлены документы для государственной регистрации юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Исход".
Налоговый орган решением от 19.10.2007 отказал в государственной регистрации юридического лица в связи с тем, что в нарушение пункта "а" статьи 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" заявителем представлены недостоверные сведения.
Не согласившись с решением налогового органа, С. обратился в арбитражный суд с данным заявлением.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения состоявшиеся по делу судебные акты, исходит из следующего.
Судом первой и апелляционной инстанции правомерно установлено, что в силу положений статьи 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" законодателем возложена обязанность по предоставлению в регистрирующий органа достоверной информации.
Согласно пункту "а" статьи 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны.
Согласно статье 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов. Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи.
В соответствии с Письмом МНС Российской Федерации от 11.05.2004 N 09-0-10/1984 "Об обеспечении полноты сведений, содержащихся в государственных реестрах, в целях реализации концепции "одного окна" обязательному заполнению для обеспечения передачи сведений ЕГРЮЛ и ЕГРИП в государственные внебюджетные фонды, органы статистики подлежат реквизиты: город, населенный пункт, улица (проспект, переулок и так далее), номер дома (владение).
Из материалов дела усматривается, что налоговый орган отказал в государственной регистрации юридического лица, мотивируя свою позицию представлением заявителем недостоверных сведений.
Кассационная инстанция считает данный отказ налогового органа обоснованным, так как если в заявлении допущена ошибка, налоговый орган трактует это как нарушение требований о достоверности сведений, изложенных в заявлении о государственной регистрации, что является обязательным в силу требований пункта "а" статьи 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Установление недостоверности сведений, подлежащих обязательному отражению в заявлении, в отношении которых податель заявления дал в установленном порядке гарантии достоверности, лишает поданный заявителем документ статуса заявления о государственной регистрации юридического лица.
Судом кассационной инстанции не принимается довод подателя кассационной жалобы о том, что в соответствии с Методическими разъяснениями по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя, утвержденными приказом Федеральной налоговой службы от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@ предусмотрен порядок исправления ошибок, допущенных заявителем в ранее представленных документах.
Согласно пункту 3 раздела V данного Методического разъяснения изложен порядок заполнения заявления о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (форма N Р14001), в том случае, если ошибки допущены в документах, ранее представленных для государственной регистрации. Исходя из смысла данного положения усматривается, что заявление подается только в том случае если государственная регистрация уже осуществлена, о чем указывает само название заявления "о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц".
Таким образом, судом первой и апелляционной инстанции правомерно отклонен довод С. о возможности исправления ошибок, допущенных заявителем в ранее представленных документах, так как заявитель не прошел государственную регистрацию.
Судом кассационной инстанции отклоняется довод С. о том, что пунктом 27 части II Методических разъяснений предусмотрено, что пункт 4.1 не заполняется в случае, если учредитель - физическое лицо - иностранный гражданин или лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами Российской Федерации. В соответствии с требованиями Методических разъяснений место жительства иностранного гражданина - учредителя постоянно проживающего за пределами Российской Федерации должно быть указано в пункте 4.2 заявления.
В соответствии с пунктом 4.2 заявления о государственной регистрации юридического лица (Лист Б "сведения об учредителях юридического лица - физических лицах") указывается адрес места жительства в стране, резидентом которой является учредитель - физическое лицо.
Из материалов дела не усматривается, что С. является нерезидентом по отношению к Российской Федерации и им был заполнен пункт 4.2 заявления о государственной регистрации.
Суд кассационной инстанции считает, что при вынесении решения и постановления апелляционной инстанции судом полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права судом не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 07.12.2007 Арбитражного суда Омской области и постановление от 26.03.2008 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-11203/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 июля 2008 г. N Ф04-4119/2008(7667-А46-26)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании