Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 2 июля 2008 г. N Ф04-3349/2008(5811-А03-25)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Химволокносервис" (далее - ООО "Химволокносервис") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными решений инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Барнаула (далее - налоговый орган) от 16.08.2007 NN 180, 2665.
Решением арбитражного суда от 16.01.2008 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что общество не подтвердило обоснованность применения налоговых вычетов в установленном порядке, так как представленные обществом расчетные документы не соответствуют требованиям пункта 4 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации.
Представитель ООО "Химволокносервис" против доводов кассационной жалобы возражает по основаниям, изложенным в отзыве. Просит решение суда оставить в силе как законное и обоснованное, кассационную жалобу инспекции - без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя заявителя, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной ООО "Химволокносервис" уточненной налоговой декларации по НДС за июль 2005 года, по результатам которой составлен акт от 21.05.2007 N 508, где инспекцией отражены нарушения обществом требований статей 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации, выразившиеся в неправомерном предъявлении к вычету НДС в июле 2005 года, непредставление налогоплательщиком счетов-фактур и платежных документов, подтверждающих правомерность применения налоговых вычетов по налогу. В связи с представлением налогоплательщиком 04.07.2007 возражений на акт камеральной налоговой проверки с приложением дополнительных документов, инспекцией принято решение от 16.07.2007 N 7 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. По результатам дополнительных мероприятий налогового контроля налоговым органом приняты решения от 16.08.2007 N 180 об отказе в возмещении НДС в сумме 19 814 руб. и N 2665 о привлечении к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с выводами налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение по делу, арбитражный суд, оценив представленные в материалы дела документы в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, и товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Согласно пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, после принятия на учет приобретенных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, для возмещения НДС из бюджета необходима совокупность следующих обстоятельств: фактическая оплата поставщикам материальных ресурсов с НДС, выставление поставщиками счетов-фактур с выделенной суммой налога, оприходование налогоплательщиком приобретенных материальных ресурсов. Иных условий для применения налоговых вычетов налоговое законодательство не содержит.
Арбитражный суд, проанализировав материалы дела, установил, что налогоплательщиком соблюдены требования статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации, служащие основанием для применения налоговых вычетов в отношении товаров, приобретенных заявителем.
В соответствии с требованиями пункта 4 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации в расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных документах и в счетах-фактурах, соответствующая сумма налога должна был, выделена отдельной строкой.
В пункте 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.12.1996 N 9 "Обзор судебной практики применения законодательства о налоге на добавленную стоимость" указано, что в случае неуказания отдельной строкой суммы НДС в расчетных документах на оплату товаров (работ, услуг) налогоплательщики (продавец и покупатель) вправе доказывать, что по соответствующей сделке сумма налога уплачена покупателем продавцу в составе цены за товары (работы, услуги).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в выставленных счетах-фактурах N 3 от 03.02.2005, N 27 от 25.02.2005 и N 18 от 03.04.2005 на общую сумму 697 004 руб. отдельной строкой выделен НДС, однако, в акте взаимозачета N 30 от 31.07.2005 сумма налога не выделена. Согласно указанному акту взаимозачета и изменениям к нему, между заявителем и ООО "Сибнефтехим" производится взаимозачет на сумму 667 274,63 руб. по вышеуказанным счетам-фактурам, то есть путем погашения встречного обязательства заявителем оплачена вся сумма, предъявленная к оплате по названным счетам-фактурам, включая сумму НДС. В изменении к акту взаимозачета выделен НДС 101 787,66 руб. (л.д. 24-25). Указанные обстоятельства инспекцией не оспариваются.
Таким образом, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что заявитель подтвердил фактическую оплату НДС по вышеперечисленным счетам-фактурам, соответственно, право на налоговые вычеты.
Довод налогового органа о нарушении обществом пункта 4 статьи 168 Налогового Кодекса РФ правомерно отклонен судом как несостоятельный, поскольку указанная норма права не содержит последствий такого нарушения и не препятствует применению налоговых вычетов по НДС.
Доводы налогового органа об имеющихся нарушениях в оформлении изменений к акту взаимозачета N 30 от 31.07.2005 (не указаны наименования должностных лиц, их подписавших и отсутствуют расшифровки подписей, не указаны номер договора и его дата) также подлежат отклонению, поскольку в ходе проведения проверки никаких претензий к оформлению указанного документа налоговым органом не предъявлялось, не отражено в решении инспекции, а также не было предметом рассмотрения в суде. Кроме того, в материалах дела и представленных на проверку в налоговый орган документах имеются все необходимые документы, подтверждающие полномочия должностных лиц, подписавших акт взаимозачета и изменения к нему.
Также судом обоснованно принято во внимание, что непредставление документов, подтверждающих налоговые вычеты по НДС в налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки не лишает налогоплательщика права представить указанные документы в суд, в связи с чем были обоснованно отклонены доводы налогового органа о непредставлении на момент проведения проверки счета-фактуры N 27 от 25.02.2005 и документов, подтверждающих оплату счета-фактуры N 18 от 03.04.2005. Данное право было реализовано налогоплательщиком в ходе судебного заседания и указанные документы представлены в суд.
Представленным документам арбитражным судом была дана полная и всестороняя оценка с учетом положений статей 65, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", определяющим, суд обязан принять и оценить документы и иные доказательства, представленные налогоплательщиком в обоснование своих возражений по акту выездной налоговой проверки, независимо от того, представлялись ли эти документы налогоплательщиком налоговому органу.
Так, оценивая представленные в материалы дела документы и доказательства в совокупности с установленными обстоятельствами дела, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу что, налоговый орган не представил каких-либо доказательств недобросовестности общества при реализации права на применение налоговых вычетов и возмещение налога из бюджета, в том числе сведений об отсутствии реальной экономической цели операций, осуществленных обществом, о совершении обществом и продавцом согласованных действий, направленных исключительно на создание оснований для возмещения налога из бюджета, тогда как факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, которая может быть признана таковой если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом.
Вместе с тем вопрос недобросовестности налогоплательщика инспекцией не рассматривался.
Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
При изложенных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с налогового органа подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 1000 руб.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 16.01.2008 по делу N А03-11036/2007-18 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Барнаула в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 (Одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 июля 2008 г. N Ф04-3349/2008(5811-А03-25)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании