Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 29 июля 2008 г. N Ф04-4096/2008(7640-А75-27)
(извлечение)
Общественная организация "Кондинское районное общество охотников и рыболовов "Охотник Шаима" (далее по тексту Общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к Правительству Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Правительство) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным распоряжения Правительства от 9 июля 2007 года N 278-рп в части изменения границ и уменьшения территории, запрашиваемой Обществом в целях осуществления лицензируемой деятельности, а также обязать Правительства предоставить в пользование заявителю участок, указанный в первоначальной заявке.
Решением от 13.11.2007 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением от 21.03.2008 Восьмого арбитражного апелляционного суда принятое судебное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, просит отменить принятые по делу решение и постановление и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования.
Общество указывает на незаконность уменьшения Правительством испрашиваемой для осуществления своей уставной деятельности территории. Считает, что такое уменьшение, нарушает права и интересы Общества в сфере охоты.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы и возражения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции, проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как видно из материалов дела, Общество обратилось в Управление по использованию рыбных и охотничьих ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа с заявкой от 02.08.2006 о выделении 1 043 059 гектаров в Кондинском районе на получение объектов животного мира в пользование.
Управлением Россельхознадзора по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому округам по результатам рассмотрения заявки Общества дано заключение от 14.12.2006 N 347 о возможности выдачи долгосрочной лицензии Обществу на указанной территории общей площадью 1 208 188 га за исключением территорий традиционного землепользования и земель поселений.
Департамент лесного хозяйства Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре 30.05.2007 сообщил Управлению по использованию рыбных и охотничьих ресурсов о возможности согласования заявки Общества только в границах территории площадью 322 157, 2 га, с учетом согласования с администрацией Кондинского района от 30.05.2007 N 2268, на территории которого расположены запрашиваемые охотничьи угодья.
Территориальное управление Федерального агентства по Управлению федеральным имуществом по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре 26.06.2007 согласовало предоставление в пользование Обществу территории площадью 322 157, 2 га.
Общество письмом от 18.06.2007 N 19 выразило согласие на предоставление охотничьих угодий площадью 322 157, 2 га.
Распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа N 278-рп от 09.07.2007 "О проведении конкурса на предоставлении в пользование территорий, необходимых для осуществления пользования животным миром" объявлен конкурс, в том числе и на испрашиваемую территорию площадью 322 157, 2 га.
Распоряжением Правительства N 412-рп от 21.09.2007 данный участок предоставлен Обществу в безвозмездное пользование.
Не согласившись с распоряжением N 278-рп от 09.07.2007, Общество обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения принятые по делу судебные акты, исходит из вышеизложенных, установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
Согласно требованиям статьи 37 Федерального закона Российской Федерации от 24.04.95 N 52-ФЗ "О животном мире" для получения долгосрочной лицензии на пользование животным миром заинтересованное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель подает в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заявку на получение объектов животного мира в пользование на территории Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании заключения соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, принимает решение о предоставлении заявленной территории, акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, согласовав с собственниками земель, землевладельцами, владельцами лесного фонда на указанной территории, со специально уполномоченным государственным органом управления и использования водного фонда условия предоставления этой территории, акватории за плату или бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
На основании согласования орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и пользователь животным миром заключают договор о предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром, в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательствами.
Предоставление в пользование животного мира и территорий или акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром, должно проходить гласно с учетом интересов местного населения.
По вопросам местного значения и иным вопросам, отнесенным законом к вопросам местного значения, интересы местного населения в соответствии с Федеральным законом от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" выражаются через представительные органы муниципальных образований или путем проведения местного референдума, схода граждан.
Исследовав и оценив, имеющиеся в материалах дела доказательства, из которых следует, что территория, указанная в заявке Общества (1 208 188 га), представляет собой единый массив вокруг города Урая и 4-х иных населенных пунктов Кондинского района, в пределах которой в настоящее время в равной степени имеют право осуществлять любительскую и спортивную охоту все граждане, проживающие в указанных, а так же и в иных населенных пунктах Кондинского района и автономного округа в целом, 70% территории, указанной в первоначальной заявке, представляют собой нефтепромыслы, кусты, дороги, трубопроводы, в состав запрашиваемой территории также входят 7 населенных пунктов, арбитражные суды пришли к выводу о невозможности предоставления заявителю участка, указанного в заявлении от 26.08.2006.
С учетом изложенных обстоятельств, выводы арбитражных судов об отсутствии нарушений действующего законодательства в действиях Правительства, а также недоказанности Обществом нарушения его прав и законных интересов при совершении указанных действий соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Арбитражный суд кассационной инстанции отклоняет доводы Общества, содержащиеся в кассационной жалобе, поскольку первоначальные требования дополнялись и уточнялись. Согласно протоколу судебного заседания от 12.11.2007 и решению арбитражного суда от 13.11.2007, окончательное требование Общества, рассмотренное судом заключалось в признании распоряжения Правительства округа от 09.07.2007 N 278-рп недействительным в части изменения границ и уменьшения территории Кондинского района, указанных в заявке Общества от 02.08.2006.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку выводов суда, связанных не с применением норм права, а с исследованием и переоценкой доказательств, что не входит в полномочия арбитражного суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 13.11.2007 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 21.03.2008 Восьмого Арбитражного апелляционного суда по делу N А75-5741/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 июля 2008 г. N Ф04-4096/2008(7640-А75-27)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании