Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 3 апреля 2008 г. N Ф04-2276/2008(3237-А27-23)
(извлечение)
Закрытое акционерное общество "Радиотелевизионная компания "Омикс" (далее - ЗАО "РК "Омикс", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи в Кемеровской области (далее - Управление Россвязьнадзора), о признании незаконными действий, выразившихся в прекращении действия свидетельства серии 4207 N 00247 о регистрации радиоэлектронного средства, а также об обязании административного органа восстановить действие указанного свидетельства.
Решением от 05.10.2007 Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением от 24.12.2007 апелляционной инстанции Арбитражного суда Кемеровской, в связи с реорганизацией ответчика 30.10.2007 произведена процессуальная замена Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи в Кемеровской области на его процессуального правопреемника - Управление Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия в Кемеровской области (далее - Управление Россвязьохранкультуры, административный орган). Решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ЗАО "РК "Омикс" просит отменить судебные решение и постановление, ссылаясь на нарушение арбитражными судами норм материального и процессуального права, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению Общества, арбитражные суды в нарушении статей 71 и пункта 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неправомерно приняли в качестве доказательств по делу протоколы измерений параметров телевизионного передатчика, составленных Управлением Россвязьнадзора с нарушением норм, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 N 110 и без учета Приказа Мининформсвязи России от 15.12.2006 N 169, а именно - административный орган не имеет лицензии на осуществление геодезической деятельности, необходимость измерения координат передатчика законом не установлена.
Кроме того, заявитель считает, что арбитражные суды не дали оценку тому обстоятельству, что Управление Россвязьнадзора не имело права в рассматриваемый период осуществлять возложенные на него полномочия, поскольку право на их осуществление потеряно с 06.06.2007 в связи с утратой силы учредительного документа административного органа.
Также Общество считает ошибочным вывод арбитражных судов о преюдициальном значении для рассматриваемого дела решения от 02.04.2007 по делу N А27-2482/2007-5.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган отклоняет доводы заявителя, указывая при этом на их необоснованность. Просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Управления Россвязьохранкультуры поддержал доводы отзыва на кассационную жалобу.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции, проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, Управление Россвязьнадзора своим уведомлением от 02.03.2007 N 05-02/0638 известило Общество о прекращении действия ранее выданного заявителю свидетельства от 26.10.2007 серии 4207 N 00247 о регистрации радиоэлектронного средства (далее - РЭС) в связи с выявлением недостоверных данных географических координат места установки РЭС - телевизионного передатчика Баскунчак N 070100496, отраженных в протоколе от 12.01.2007 N 1 о результатах измерений технических параметров излучений указанного РЭС.
ЗАО "РК "Омикс", не согласившись с действиями административного органа о прекращении действия названного свидетельства о регистрации РЭС, и полагая, что действие указанного свидетельства прекращено в нарушение Порядка осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 N 110 (далее - Порядок), обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении заявления Общества, исходили из имеющего для настоящего спора преюдициального значения решения от 03.04.2007 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А27-2482/2007-5, которым признана законность проводимой административным органом проверки, по результатам которой было принято решение о прекращении действия выданного заявителю свидетельства о регистрации РЭС.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, производя процессуальную замену ответчика, правомерно исходил из того, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.03.2007 N 320 "О Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия" в целях совершенствования структуры федеральных органов исполнительной власти решено преобразовать Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в сфере связи в Федеральную службу по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия.
Пунктом 2 названного Указа установлено, что руководство Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия осуществляет Правительство Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2007 N 353 определены вопросы Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2007 N 354 утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия, в соответствии с пунктом 4 которого Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия от 02.10.2007 N 198 принято решение о переименовании территориальных управлений Федеральной службы по надзору в сфере связи в территориальные управления Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (приложение N 1) и о присоединении территориальных управлений Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия к территориальным управлениям Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (приложение N 2).
Приказом руководителя Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия от 03.10.2007 N 248 утверждено положение об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Кемеровской области.
30.10.2007 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись N 2074205228491 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а именно изменений, касающихся наименования административного органа - Управление Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Кемеровской области.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод о том, что до 30.10.2007 от административного органа вправе было представлять интересы в суде по рассматриваемому делу именно Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи по Кемеровской области, действовавшего на основании Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи по Кемеровской области, утвержденного Приказом Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере связи от 23.07.2004 N 2.
Отклоняя доводы кассационной жалобы об отсутствии у административного органа полномочий по осуществлению надзора и контроля за РЭС, суд кассационной инстанции указывает, что Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 318 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи" отменено Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2007 N 354, вступившего в законную силу по истечении семи дней после его официального опубликования в "Собрании законодательства Российской Федерации" от 24.12.2007. Таким образом, в рассматриваемый период Управление Россвязьнадзора имело установленные названым постановлением полномочия по проверке соблюдения требований предъявляемых к эксплуатации РЭС.
В соответствии с Порядком осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 N 110, государственный надзор за деятельностью в области связи включает в себя, в том числе, надзор и контроль за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами обязательных требований и норм, установленных нормативными правовыми актами в области связи, а также контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о лицензировании в области связи (пункт 3).
Согласно пункту 4 Порядка осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи надзор и контроль за соблюдением требований в области связи включают в себя организацию и осуществление проверок соблюдения пользователями радиочастотного спектра порядка его использования, норм и требований к параметрам излучения (приема) радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, соблюдения пользователями радиочастотного спектра условий, установленных при выделении полосы радиочастот либо присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала. Контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о лицензировании в области связи включает в себя осуществление проверок, в том числе, соблюдения лицензионных условий, установленных в лицензиях на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.
Арбитражным судом апелляционной инстанции установлено, что Управление Россвязьнадзора 21.02.2007 осуществляло замеры параметров телевизионного передатчика Баскунчак в связи с осуществлением государственного контроля и надзора в области связи.
Исходя из того, что деятельность Управления Россвязьнадзора не связана с научной, технической или производственной деятельностью, суд апелляционной инстанции обоснованно отклонил ссылку заявителя на письмо Федерального агентства геодезии и картографии от 31.07.2007 N 5/1-07-2777. Кроме того, арбитражный суд апелляционной инстанции правомерно учел позицию Федерального агентства геодезии и картографии изложенную в пункте 2 письма от 31.07.2007 N 5/1-07-2777, согласно которой административному органу, как органу исполнительной власти, в рамках осуществления своих полномочий по проведению соответствующих проверок лицензия на право осуществления геодезической деятельности не требуется.
Также является обоснованным и вывод суда апелляционной инстанции о том, что к рассматриваемым правоотношениям не применяются положения Приказа Мининформсвязи России от 15.12.2006 N 169, так как он опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 19.02.2007 N 8 и подлежит применению только со 02.03.2007.
Кроме того, суд апелляционной инстанции обоснованно учитывал преюдициальное значение, для рассматриваемого правоотношения, вступившее в законную силу решение от 03.04.2007 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-2482/2007-5, согласно которому дана оценка законности оспариваемой проверки.
При таких обстоятельствах судебные инстанции обоснованно отказали в удовлетворении требований заявителя, и у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 05.10.2007 и постановление апелляционной инстанции от 24.12.2007 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-2595/2007-5 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 апреля 2008 г. N Ф04-2276/2008(3237-А27-23)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании