Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 19 июня 2008 г. N Ф04-3806/2008(7039-А45-23)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Западно-сибирская железная дорога" (далее - ОАО "РЖД", Общество) обратилось в арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Новосибирской таможне о признании незаконным постановления N 10609000-177/2007 от 04.10.2007 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания штрафа в размере 5 000 рублей.
Решением суда первой инстанции 10.01.2008 в удовлетворении заявления ОАО "РЖД" отказано.
Постановление суда апелляционной инстанции от 13.03.2008 решение суда первой инстанции от 10.01.2008 отменено, постановление Новосибирской таможни N 10609000-177/2007 от 04.10.2007 признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе Новосибирская таможня, ссылаясь на неправильное применение арбитражным судом пункта 20.2 Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров, утвержденной приказом ГТК РФ N 973 от 08.09.2003, просит отменить постановление суда апелляционной инстанции от 10.01.2008 и оставить в силе решение суда первой инстанции от 13.03.2008.
По мнению Новосибирской таможни, не соответствует фактическим обстоятельствам дела вывод суда апелляционной инстанции об исполнении ОАО "РЖД" обязанности, предусмотренной статьей 88 Таможенного кодекса Российской Федерации по доставке товаров и документов на них в установленные таможенным органом отправления место доставки товаров.
Новосибирская таможня считает, что ОАО "РЖД" правомерно привлечено к административной ответственности, поскольку доставило товары, находящиеся под таможенным контролем, не в зону деятельности Новосибирского таможенного поста на станцию Клещиха, а в зону деятельности Калининского таможенного поста на станцию Новосибирский - Восточный.
При этом Новосибирская таможня полагает, что последующая доставка товаров на станцию Клещиха может учитываться как смягчающее вину обстоятельство, поскольку процедура внутреннего таможенного транзита была завершена после помещения груза в зону таможенного контроля на станцию Новосибирский - Восточный.
В судебном заседании представители Новосибирской таможни поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель Общества отклонила доводы кассационной жалобы.
Обществом представлен отзыв на кассационную жалобу.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, проанализировал доводы административного органа и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 16.06.2007 в зоне деятельности Рубцовского таможенного поста Алтайской таможни из Китая на таможенную территорию Российской Федерации таможенным перевозчиком ОАО "РЖД" в адрес ЗАО "Легион-Сибирь" в вагонах N 66325820, N 68698265 по ж/д накладным N Д0132973, N Д0132972 ввезен товар - запчасти башенного крана (л.д. 29, 35).
Таможенным органом отправления - Рубцовским таможенным постом Алтайской таможни на основании обращения перевозчика ОАО "РЖД", оформлен внутренний таможенный транзит по ТД N 10605080/160607/4003187, N 105080/160607/4003189 и определен срок доставки - до 30.06.2007, место доставки установлено - Новосибирский таможенный пост Новосибирской таможни (ст. Клещиха ЗСЖД).
Поскольку 19.06.2007 вагоны N 66325820, N 68698265 по ж/д накладным N Д0132973, N Д0132972 прибыли в зону деятельности Калининского таможенного поста на ст. "Новосибирск - Восточный", Новосибирской таможней вынесено определение от 21.06.2007 о возбуждении в отношении ОАО "РЖД" дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 16.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам проведения административного расследования Новосибирской таможней составлен протокол об административном правонарушении от 21.08.2007 N 10609000-177/2007, на основании которого вынесено постановление от 04.10.2007 N 10609000-177/2007 о привлечении ОАО "РЖД" к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Считая указанное постановление незаконным, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с данным заявлением.
Принимая судебный акт об удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в соответствии с пунктом 1 статьи 77 Таможенного кодекса Российской Федерации после прибытия товаров и представления таможенному органу соответствующих документов и сведений товары могут быть разгружены или перегружены, помещены на склад временного хранения, заявлены к определенному таможенному режиму либо к внутреннему таможенному транзиту.
Согласно пункту 4 статьи 80 Таможенного кодекса Российской Федерации при выдаче разрешения на внутренний таможенный транзит таможенный орган отправления устанавливает срок внутреннего таможенного транзита (статья 82) и определяет место доставки товаров (статья 85).
Статьей 85 Таможенного кодекса Российской Федерации установлено, что место доставки товаров при внутреннем таможенном транзите определяется таможенным органом отправления на основании сведений о пункте назначения, указанном в транспортных (перевозочных) документах. Местом доставки товаров является зона таможенного контроля, находящаяся в регионе деятельности таможенного органа назначения (п. 1 ст. 92). При этом товары, перевозимые из места их прибытия (ст. 69), доставляются в место нахождения таможенного органа (ст. 405).
В соответствии с пунктом 1 статьи 88 Таможенного кодекса Российской Федерации при перевозке товаров в соответствии с внутренним таможенным транзитом перевозчик обязан доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя по определенным маршрутам, если они установлены или заявлены.
Согласно пункту 2 статьи 85 Таможенного кодекса Российской Федерации, пункту 20.2 Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров, утвержденной Приказом ГТК РФ N 973 08.09.2003 (в редакции от 11.08.2006) в случае изменения пункта назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации в области транспорта при ВТТ перевозчик вправе обратиться в таможенный орган с просьбой об изменении места доставки товаров. При этом перевозчик представляет в любой таможенный орган, находящийся по пути его следования (ближайший таможенный пост), заявление об изменении пункта назначения, составленное в произвольном форме на русском языке, документы, подтверждающие изменение пункта назначения, а также транзитную декларацию и другие имеющиеся у него документы на товары.
Решение об изменении места доставки товаров принимается таможенным органом не позднее дня, следующего за днем получения заявления и документов, указанное решение оформляется путем завершения ВТТ в отношении товаров, место доставки которых изменено, и выдачи нового разрешения на ВТТ товаров (статья 80). Новое разрешение на ВТТ товаров выдается в день принятия решения об изменении места доставки товара.
Таким образом, из системного анализа вышеприведенных норм права следует, что место доставки товаров определяется таможенным органом на основании сведений о пункте назначения, указанном в перевозочных (транспортных) документах, какое-либо изменение места доставки товаров осуществляется по заявлению перевозчика.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что ввезенные 16.06.2007 товары были заявлены перевозчиком ОАО "РЖД" к внутреннему таможенному транзиту.
В представленных перевозчиком железнодорожных накладных N 0132973, N 0132972 указана станция назначения "Новосибирск - Восточный" 3-сиб (гр. 8; л.д. 29, л.д. 35).
В ходе проведения административного расследования установлено, что 06.06.2007 со станции "Достык" КТЖ в адрес ЗАО "Легион- Сибирь" были отправлены вагоны с грузом.
После просмотра копий документов по отправлению сотрудниками ЗАО "Легион-Сибирь" обнаружено ошибочное указание станции назначения "Новосибирск-Восточный" вместо станции "Клещиха", что явилось основанием для обращения на станцию "Достык" с просьбой изменить станцию назначения.
Поскольку на момент такого обращения вагоны находились в пути, руководством станции была дана телеграмма от 07.06.2007 (л.д. 36) о допущенной в указанных документах ошибки (л.д. 37).
Таможенным органом отправления - Рубцовским таможенным постом Алтайской таможни оформлен внутренний таможенный транзит по ГТД N 10605080/160607/4003187, N 105080/160607/4003189 и определен срок доставки - до 30.06.2007, место доставки установлено - Новосибирский таможенный пост Новосибирской таможни (ст. Клещиха ЗСЖД).
При этом, Новосибирской таможней не оспаривается, что 19.06.2007 вагоны с грузом по ж/д накладным N Д0132973, N Д0132972 прибыли в зону деятельности Калининского таможенного поста Новосибирской таможни на ж/д ст. "Новосибирск-Восточный".
Представителем перевозчика ОАО "РЖД" ЗАО "Желдорброкер" на Калининский таможенный пост Новосибирской таможни были доставлены транзитные декларации, перевозочные и коммерческие документы на прибывшие вышеуказанные транспортные средства.
На 1, 2 листе оригинала железнодорожной ведомости в графе 8 "Дорога и станция назначения" значится ст. "Новосибирск-Восточный", вместе с комплектом документов была передана телеграмма со ст. "Локоть" КЗХ, заверенная ЛНП инспектора Рубцовского таможенного поста Алтайской таможни о неверном указании в перевозочных документах на данные транспортные средства станция назначения - "Новосибирск - Восточный" и необходимостью считать верной - ст. "Клещиха".
Груз после прибытия на ст. "Новосибирск - Восточный" 19.06.2007 в 05 час. 30 мин. помещен в зону таможенного контроля, впоследствии переадресован на станцию "Клещиха", куда прибыл 23.06.2007, где осмотрен таможенным органом - Новосибирским таможенным постом Новосибирской таможни 24.06.2007 года, о чем свидетельствуют отметки таможенных постов на железнодорожных ведомостях.
Статьей 16.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение перевозчиком установленного таможенным органом срока внутреннего таможенного транзита или международного таможенного транзита либо определенного таможенным органом маршрута перевозки товаров, а равно доставка товаров в зону таможенного контроля, отличную от определенной таможенным органом в качестве места доставки, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективная сторона административного указанного правонарушения выражается в несоблюдении перевозчиком установленного таможенным органом срока, маршрута или места доставки находящихся под таможенным контролем товаров, перемещаемых в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита или помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита.
Таможенным органом не представлены доказательства обращения ОАО "РЖД" в таможенные органы с заявлением об изменении места доставки товара (п. 2 ст. 85 ТК РФ) и принятия им решения об изменении места доставки товаров.
При этом определяя место доставки товаров при внутреннем таможенном транзите, таможенным органом отправления указано место доставки отличное от места, указанного в транспортных (перевозочных) документах. Доказательств непринятия таможенным органом отправления транспортных (перевозочных) документов либо предложения перевозчику привести в соответствие сведения, содержащиеся в транзитной декларации с представленными перевозочными документами в части различного указания места доставки товаров, таможенным органом в материалы дела не представлено.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно пояснениям начальника сектора таможенно-брокерской деятельности Новосибирского подразделения ОАО "РЖД" филиала "Западно-Сибирская железная дорога" Д. объясняется оформлением накладных с указанием станции "Новосибирск - Восточный" (стр. 3 оспариваемого постановления); размещение товаров в ЗТК и своевременной переадресовки груза со станции Новосибирск-Восточный на станцию Клещиха.
Таким образом, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что перевозчик исполнил установленную статьей 88 Таможенного кодекса Российской Федерации обязанность по доставке товаров и документов на них в установленные таможенным органом отправления сроки (30.06.2007) в место доставки товаров (Новосибирский таможенный пост Новосибирской таможни).
Факт доставки груза 19.06.2007 изначально в зону деятельности Калининского таможенного поста Новосибирской таможни на ж/д ст. "Новосибирск-Восточный" не является основанием для привлечения к административной ответственности по статье 16.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Информация, указанная в телеграмме, не свидетельствует об изменении места доставки товаров, так как не является транспортным (перевозочным) документом; перевозочные документы в установленном порядке изменены не были; решения об изменении места доставки товаров таможенным органом не принималось; указанные обстоятельства не могут быть положены в основу признания наличия вины в действиях Общества по доставке груза на станцию "Новосибирск - Восточный".
Таким образом, суд апелляционной инстанции обоснованно признал незаконным и отменил постановление Новосибирской таможни N 10609000-177/2007 от 04.10.2007 о привлечении ОАО "РЖД" к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Поскольку выводы суда апелляционной инстанции не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 13.03.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-13892/2007-3/390 (07АП-1067/08) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 июня 2008 г. N Ф04-3806/2008(7039-А45-23)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании