Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 12 августа 2008 г. N Ф04-4837/2008(9478-А03-3)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Про-Макс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением об оспаривании постановления от 19.03.2008 N 15-61 о привлечении к административной ответственности на основании статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неприменение контрольно-кассовой техники (далее по тексту - ККТ) при осуществлении наличных денежных расчетов с населением.
Решением арбитражного суда от 15.04.2008 заявление Общества оставлено без удовлетворения.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Общество, полагая, что судебный акт вынесен с нарушением норм материального и процессуального права, без учета всей совокупности имеющихся в деле доказательств, просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований.
По мнению заявителя жалобы, применение ККТ, которая не печатает реквизиты ЭКЛЗ на чеке, нельзя расценивать как неприменение ККМ, поскольку возможность осуществлять налоговый контроль за финансовой деятельностью налогоплательщика при этом не утрачивается. Следовательно, привлечение Общества к ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в данном случае неправомерно; при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в отношении Общества арбитражный суд не усмотрел в ходе проведения проверки каких-либо процессуальных нарушений со стороны налоговой (отсутствие протокола изъятия контрольной ленты, копий кассовых чеков), что свидетельствует о том, что материалы дела исследованы не в полном объеме и односторонне, доказательствам по делу не дана соответствующая оценка.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция, опровергая доводы кассационной жалобы, считает, что Общество обоснованно привлечено к административной ответственности. Просит оставить решение суда без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал свои доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятого судебного акта, изучив доводы кассационной жалобы, отзыв на нее, заслушав представителя Инспекции, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, 13.03.2008 Инспекцией на основании поручения N 7899 от 03.03.2008 в принадлежащей Обществу аптеке, расположенной в г. Барнауле на ул. Малахова, 99, при проведении проверки соблюдения исполнения требований Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" от 22.05.2003 N 54-ФЗ установлено, что при реализации товаров и осуществлении денежных расчетов с покупателями применяется ККМ модели Самсунг ЕЕ 250 ВК зав. N КК5 050853421, зарегистрированная 28.08.2007 в ИФНС РФ по Индустриальному району г. Барнаула за номером 13438 с установкой электронной контрольной ленты защищенной (ЭКЛЗ) зав. N 2107030151431 рег. N 3712340685.
В ходе проверки установлено и зафиксировано в акте проверки N 007899 от 13.03.2008 и протоколе об административном правонарушении N 15-91 от 14.03.2008, что при эксплуатации применяемая Обществом ККМ не печатает реквизиты ЭКЛЗ (регистрационный номер, дата активации, номер последней закрытой смены перед проведением активации), что свидетельствует о нарушении физического хранения данных в накопителе фискальной памяти, и, следовательно, о неисправности применяемой в аптеке ККМ. Применение Обществом неисправной ККМ является нарушением статьей 4, 5 Федерального Закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" от 22.05.2003 N 54-ФЗ.
Данное обстоятельство послужило основанием для вынесения 19.03.2008 Инспекцией постановления N 15-61 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 30 000 руб. Указанное постановление принято в присутствии директора Общества С.
Не согласившись с указанным постановлением Инспекции, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащую правовую оценку, отказывая в удовлетворении требования заявителя, принял законное и обоснованное решение. Кассационная инстанция поддерживает выводы суда, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
В силу статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях продажа товара, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет административную ответственность.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти), выдавать в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
Исходя из смысла Закона N 54-ФЗ и Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" применение неисправной контрольно-кассовой техники влечет ответственность за осуществление денежных расчетов без применения контрольно-кассовой техники в тех случаях, когда контрольно-кассовая машина используется без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти.
Таким образом, неприменение контрольно-кассового аппарата по причине его неисправности также влечет ответственность, предусмотренную статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В материалах дела содержится объяснительная директора Общества С. от 14.03.2008, из которой усматривается, что она знала о неисправности ККМ, в связи с чем ремонт ККМ несколько раз осуществлял механик, но, не убедившись в исправности ККМ, продолжала ее эксплуатировать.
К тому же, определением о принятии заявления к производству и назначении судебного заявления от 02.04.2008 судом от Общества истребовались документы, положенные в обоснование доводов изложенных в заявлении. Однако указанные документы заявителем представлены не были.
Проанализировав нормы материального права во взаимосвязи с имеющимися в деле доказательствами, суд первой инстанции обоснованно указал, что у Общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, но не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Следовательно, факт применения Обществом неисправной контрольно-кассовой машины, что выразилось в отсутствии на чеках реквизитов ЭКЛЗ (регистрационный номер, дата активации, номер последней закрытой смены перед проведением активации), установлен, подтверждается материалами дела и не оспаривается лицом, привлекаемым к административной ответственности.
В целом доводы кассационной жалобы заявлены без учета выводов арбитражного суда по данному делу, который всесторонне и полно исследовал все обстоятельства дела, и им дана в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащая правовая оценка. Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
При таких обстоятельствах у кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 15.04.2008 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-3322/08-4 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 августа 2008 г. N Ф04-4837/2008(9478-А03-3)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании