Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 11 августа 2008 г. N Ф04-4778/2008(9331-А45-40)
(извлечение)
Открытое акционерное общество Научно-производственное объединение "ЭЛСИБ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району города Новосибирска (далее - Инспекция) о признании недействительными решения от 26.07.2007 N 4868 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и требования об уплате налога от 08.10.2007 N 22300.
Решением от 16.01.2008 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 22.04.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда, требования Общества удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить. Жалоба мотивирована тем, что суд не дал всесторонней оценки доводам Инспекции о том, что земельные участки, расположенные под помещениями, которые Обществом сдавались по договорам аренды, не участвовали в процессе производства, то есть фактически не использовались самим собственником для целей осуществления деятельности в сфере материального производства, отнесенного к виду экономической деятельности "обрабатывающие производства". Общество возражает против удовлетворения кассационной жалобы согласно отзыву.
Судами и материалами дела установлено следующее.
По результатам камеральной налоговой проверки представленной декларации по земельному налогу за 2006 год Инспекцией принято решение от 26.07.2007 N 4868 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде взыскания штрафа, также доначислены налог и пени.
Основанием для принятия решения явился вывод Инспекции о неправомерном применении налогоплательщиком льготы, предусмотренной пунктом 3.1. решения Городского Совета от 25.10.2005 N 105 "О положении о земельном налоге на территории города Новосибирска" (далее - Положение о земельном налоге) по земельным участкам с кадастровыми номерами 54:35:051181:0022; 54:35:051181:0023; 54:35:051181:0024; 54:35:051181:0025; 54:35:051181:0026; 54:35:051181:0027; 54:35:051181:0028; 54:35:051181:0031; 54:35:051181:0032; 54:35:051181:0040; 54:35:051181:0041; 54:35:051181:0042.
На основании указанного решения Инспекция выставила требование об уплате налога, пени, штрафа от 08.10.2007 N 22300.
Общество, не согласившись с принятыми решением и требованием Инспекции, обжаловало их в судебном порядке.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва, заслушав представителей сторон, проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно положениям пункта 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 3.1. Положения о земельном налоге налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в отношении земельных участков, находящихся в собственности, в постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении, в том числе организации-товаропроизводителя, осуществляющей производство и реализацию собственной продукции (товаров, работ и услуг) и имеющей средства производства, за земельные участки, занятые объектами производственного назначения (осуществляющие деятельность в сфере материального производства, отнесенную к виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД).
Пунктом 3.4. Положения о земельном налоге (данный пункт введен Решением городского Совета от 27.11.2006 N 434) предусмотрено, что для подтверждения права на уменьшение налоговой базы налогоплательщики подают в налоговые органы по месту нахождения земельного участка одновременно с налоговым расчетом по авансовым платежам по налогу, налоговой декларацией по налогу, заявление с приложением следующих документов:
копии документов, подтверждающих право собственности, право постоянного бессрочного пользования на земельные участки;
копии кадастровых планов земельных участков;
копии документов, подтверждающих осуществление налогоплательщиком деятельности в сфере материального производства, отнесенной к виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2007 (ОКВЭД);
справку о фактическом использовании земельного участка за соответствующий отчетный, налоговый период по установленной форме. При этом копия справки представляется в администрацию района по месту нахождения земельного участка.
Кассационная инстанция поддерживает вывод судов, что все предусмотренные действующим законодательством документы были представлены Обществом в налоговый орган.
В то же время, суд, удовлетворяя требования Общества, указал, что налоговым законодательством не предусмотрены нормы, устанавливающие запрет на применение льготы по земельному налогу в связи с предоставлением в аренду части производственных помещений, расположенных на этих земельных участках.
Учитывая формулировку правовой нормы пункта 3.1. Положения о земельном налоге, согласно которому льгота предоставляется за земельные участки, занятые объектами производственного назначения, кассационная инстанция считает не основанным на нормах права указанный выше вывод суда.
В то же время указанный вывод суда не привел к принятию неправильного судебного акта в силу следующего.
В соответствии с положениями статей 100, 101 НК РФ в принятом решении налогового органа должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган, который принял данное решение.
Фактически единственным доводом жалобы является утверждение Инспекции о том, что земельные участки, расположенные под помещениями, которые сдавались Обществом в аренду, не подпадают под льготу, предусмотренную пунктом 3.1. Положения о земельном налоге, поскольку исключены из производственной деятельности.
Кассационная инстанция соглашается с выводом суда первой инстанции, что в нарушение статей 65, 200 АПК РФ, статьи 101 НК РФ, налоговый орган по результатам проведения камеральной налоговой проверки представленной декларации и в ходе рассмотрения настоящего дела не доказал относимость договоров аренды помещений, перечисленных в оспариваемом решении, ко всем земельным участкам Общества, заявленным последним к льготированию.
Как установлено судом: - не все земельные участки, занимаемые Обществом, заявлены к льготированию в порядке пункта 3.1. Положения о земельном налоге; - доказательств, подтверждающих размер доли земельных участков, не участвующих в процессе производства Общества, и их кадастровую стоимость, Инспекцией не представлено; - на предложение суда сделать расчет земельного налога пропорционально долям земельных участках, которая приходится на помещения, сданные в аренду, Инспекция ответила о невозможности проведения такого расчета, поскольку из договоров не усматривается, на каком конкретном участке, с каким кадастровым номером расположены арендованные помещения.
С учетом изложенного, кассационная инстанция соглашается с выводом судов, что вышеуказанные обстоятельства не могут служить основанием для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, доначисления ему сумм налога (пени) вследствие неправомерного применения льготы.
Довод Инспекции, заявленный в кассационной жалобе о том, что все спорные арендованные помещения находятся на земельном участке с кадастровым номером 54:35:051181:0040, отклоняется судом, поскольку он не мотивирован ссылками на имеющиеся в деле конкретные доказательства.
В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе Инспекции, фактически направлены на переоценку выводов суда относительно обстоятельств по данному делу, которым судом на основе полного и всестороннего исследования доказательств, представленных сторонами, дана правильная оценка. Основания для переоценки данных выводов у суда кассационной инстанции в силу положений статьи 286 АПК РФ отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 16.01.2008 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 22.04.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-13180/2007-49/182 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 августа 2008 г. N Ф04-4778/2008(9331-А45-40)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании