Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 14 августа 2008 г. N Ф04-4977/2008(9819-А46-23)
(извлечение)
Открытое акционерное общество Омского производственного объединения "Радиозавод им. А.С. Попова" (РЕЛЕРО) (далее - ОАО ОмПО "Радиозавод им. А.С. Попова") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации г. Омска (далее - Департамент) о признании недействительным распоряжения N 551-р от 14.12.2007.
Решением суда первой инстанции от 30.01.2008, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 28.04.2008, в удовлетворении заявления ОАО ОмПО "Радиозавод им. А.С. Попова" отказано.
В кассационной жалобе ОАО ОмПО "Радиозавод им. А.С. Попова", ссылаясь на неправильное применение арбитражными судами статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации, неприменение статей 35, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, нарушение статей 64, 65, 68, 71, 168-172 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит отменить судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявленных им требований.
ОАО ОмПО "Радиозавод им. А.С. Попова" считает, что оспариваемым распоряжением нарушено его право как землепользователя на получение спорного земельного участка в собственность или аренду, на котором расположена принадлежащая ему ливневая канализация.
ОАО ОмПО "Радиозавод им. А.С. Попова" указывает, что принадлежащее ему недвижимое имущество находится и по адресу ул. 10 лет Октября, 193.
Кроме того, заявитель обращает внимание на то обстоятельство, что арбитражными судами необоснованно не принят во внимание довод об уничтожении санитарно-защитной зоны.
ОАО ОмПО "Радиозавод им. А.С. Попова" считает, что судом дана неправильная оценка решению Исполкома Омского городского совета депутатов трудящихся N 22/01 от 08.07.1948, которое является действующим документом, подтверждающим права на спорный земельный участок.
В отзывах на кассационную жалобу Департамент и ООО КФ "Гранит" просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ООО КФ "Гранит" поддержал доводы отзыва на кассационную жалобу.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы лиц, участвующих в деле, и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 14.12.2006 Департаментом издано распоряжение N 551-р об утверждении проекта границ земельного участка для строительства административного здания с автомагазином по улице 10 лет Октября в Центральном административном округе г. Омска.
Данным распоряжением утвержден проект границ земельного участка для общественно-деловых целей для строительства.
Земельный участок в соответствии с актом о выборе земельного участка для строительства объекта N 10663 от 19.01.2006 выделен ООО "КФ "Гранит".
Полагая, что распоряжение Департамента N 551-р от 14.12.2006 не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы, ОАО ОмПО "Радиозавод им. А.С. Попова" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая судебные акты об отказе в удовлетворении требований заявителя, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что в соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно статье 5 Земельного кодекса Российской Федерации участниками земельных отношений могут быть:
собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков;
землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;
землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения:
арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;
обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).
Представленное ОАО ОмПО "Радиозавод им. А.С. Попова" решение N 22/01 от 08.07.1948 Исполкома Омского городского совета депутатов трудящихся "Об отводе земельного участка под строительство "Радиозавода" Министерства промышленности средств связи СССР" является актом государственного органа, подтверждающим лишь факт выделения правопредшественнику заявителя для строительства промышленного предприятия и жилого поселка определенных земельных участков.
Пункт 4 указанного решения обязывал главного архитектора города отвести в натуре юридические границы стройплощадки завода при представлении генплана.
Таким образом, указанный пункт подтверждает необходимость дополнительных документов и указывает на то, что данный акт конкретных границ сам по себе не устанавливает.
ОАО ОмПО "Радиозавод им. А.С. Попова" не представило доказательств оформления юридических границ предоставленных под строительство земельных участков.
В отсутствие юридического закрепления границ земельных участков не представляется возможным установить границы земельного участка, землепользователем которого считает себя заявитель.
Кроме того, законодательством Союза ССР были предусмотрены государственные акты на право пользования землей, форма которых была утверждена Постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей".
На момент приватизации Омского производственного объединения им. А.С.Попова действовало Постановление Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".
Данным Постановлением были утверждены соответствующие формы свидетельства о праве собственности на землю и установлено, что бланки свидетельства о праве собственности на землю могут временно (до момента выдачи государственного акта установленного образца) использоваться для оформления права пожизненного наследуемого владения и бессрочного (постоянного) пользования землей.
Документы, удостоверяющие право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, заявителем в материалы дела не представлены.
В силу статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления.
Порядок и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности, установлены статьях 30-32 Земельного Кодекса Российской Федерации.
Процедура предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта определена пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства предшествуют процедуры подготовки акта выбора земельного участка для строительства, формирования земельного участка и государственный кадастровый учет.
Согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта начинается с выбора земельного участка и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимают решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Оспариваемое заявителем Распоряжение N 551-р "Об утверждении проекта границ земельного участка для строительства административного здания с автомагазином по улице 10 лет Октября в Центральном административном округе города Омска" от 14.12.2007 было вынесено в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующими процедуру представления земельных участков для строительства.
В соответствии со статьей 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект земельных отношений - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
Ливневая канализация, на наличие право собственности на которую указывает ОАО ОмПО "Радиозавод им. А.С. Попова", не может влиять на процедуру представления для строительства земельного участка, под которым понимается поверхностный слой почвы.
Заявителем не приведены нормы действующего законодательства Российской Федерации, запрещающие выделять для строительства находящиеся в государственной/муниципальной собственности земельные участки, под которыми проходит ливневая канализация.
Кроме того, в Законе Российской Федерации от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" и в Положении о проведении территориального землеустройства, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 396, не содержится норм об обязательном согласовании проекта границ с правообладателями земельных участков. Обязательное согласование проводится позднее, при межевании земельных участков (ст. 17 ФЗ "О землеустройстве").
Согласование проекта границ земельного участка на стадии его выбора с собственниками зданий (строений, сооружений), находящихся вблизи проектируемого участка, и не оформившими свои права на земельные участки, законом не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно-опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий тс виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.
Землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 88 Земельного кодекса российской Федерации).
Пункт 2 статьи 88 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, а также устанавливаться санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования указанных в пункте 1 настоящей статьи земель.
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" предписывает, что санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. Использование площадей СЗЗ осуществляется с учетом ограничений, установленных действующим законодательством и настоящими нормами и правилами. Санитарно-защитная зона утверждается в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам.
Проект нормативов предельно допустимых выбросов для ОАО ОмПО "Радиозавод им. А.С. Попова", разработанный Проектным институтом строительства, реконструкции и технического перевооружения промышленных предприятий и объектов жилищно-гражданского назначения, санитарно-защитную зону на промышленной территории заявителя не устанавливает.
При таких обстоятельствах арбитражный суд обоснованно отказал в удовлетворении требований ОАО ОмПО "Радиозавод им. А.С. Попова" о признании недействительным распоряжения Департамента N 551-р от 14.12.2007.
Поскольку в кассационной жалобе не содержится указаний на достоверные доказательства, опровергающие выводы арбитражных судов, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 30.01.2008 Арбитражного суда Омской области и постановление от 28.04.2008 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-13847/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 августа 2008 г. N Ф04-4977/2008(9819-А46-23)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании