Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 21 августа 2008 г. N Ф04-5034/2008(9999-А67-29)
(извлечение)
Предприниматель, осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица, К. (далее по тексту - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании недействующим пункта 1.1. постановления мэра города Томска N 390 от 28.06.2007, в части устанавливающей категории граждан, пользующихся правом льготного проезда.
В обоснование заявленных требований предприниматель ссылается на несоответствие обжалуемой нормы статье 71 Конституции Российской Федерации, статьям 426, 789, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", постановлению Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", Закону Томской области от 18.03.2003 N 36-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Томской области отдельными государственными полномочиями по регулированию тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта) по городским и пригородным муниципальным маршрутам", Уставу г. Томска.
Решением арбитражного суда от 05.06.2008 заявленное предпринимателем требование удовлетворено. Обжалуемая предпринимателем норма признана недействующей, вследствие её противоречия нормам, имеющим большую юридическую силу.
В кассационной жалобе администрация города Томска (далее по тексту - администрация) просит отменить принятое 05.06.2008 Арбитражным судом Томской области по делу решение, и вынести новый судебный акт об отказе предпринимателю в удовлетворении заявленных требований.
Предприниматель и прокуратура в представленных отзывах на кассационную жалобу администрации просят оставить её без удовлетворения, ссылаясь на правильное применение Арбитражным судом Томской области при принятии решения норм материального и процессуального права.
Представителем прокуратуры в судебном заседании поддержаны возражения, изложенные им в отзыве.
Судебная коллегия кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы администрации, изложенные в кассационной жалобе и возражения прокуратуры и предпринимателя на них, закрепленные в отзыве, заслушав представителя прокуратуры в судебном заседании, проверив правильность применения Арбитражным судом Томской области при принятии решения норм материального и процессуального права, не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, что мэром города Томска в лице его первого заместителя Н., постановлением от 28.06.2007 N 390 утверждены тарифы на перевозку пассажиров и багажа в общественном транспорте в пределах муниципального образования "город Томск". Согласно п.п. 1.1 вышеуказанного нормативного правового акта с 01.07.2007 на перевозку пассажиров - пенсионеров, получающих трудовую пенсию по старости (женщины, достигшие возраста 55 лет и старше, мужчины, достигшие возраста 60 лет и старше) всеми видами общественного транспорта (кроме железнодорожного транспорта) в городском сообщении в пределах муниципального образования установлен тариф в размере 5 рублей.
Предприниматель, полагая, что утверждённый мэром города Томска тариф противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, и нарушает его права, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействующим.
Арбитражный суд, удовлетворяя заявленное предпринимателем требование, исходил из отсутствия закрепления в установленном законом порядке полномочия у мэра города Томска на установление тарифов на перевозку. Арбитражным судом данный вывод сделан в результате оценке норм, закрепленных в статье 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", Указе Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов), абзаце 5 Перечня продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239, статье 1 Закона Томской области от 18.03.2003 N 36-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Томской области отдельными государственными полномочиями по регулированию тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта) по городским и пригородным муниципальным маршрутам", главе 4 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункте 3 статьи 9 Устава города Томска (в редакции, действовавший на дату принятия оспариваемого постановления), пункте 1 решения Думы города Томска от 27.06.2006 N 181 "О наделении отдельными государственными полномочиями по регулированию тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта) по городским и пригородным муниципальным маршрутам".
Принятие оспариваемого нормативного правового акта должностным лицом при отсутствии полномочий на данное действие явилось основанием для принятия арбитражном судом вывода об отсутствии оснований для оценки его содержания на соответствие иным нормативным правовым актам, приведенным заявителем.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив нормы перечисленных выше нормативных правовых актов, признаёт вывод Арбитражного суда Томской области об отсутствии у мэра города Томска полномочий по регулированию тарифов на перевозки общественным транспортом, обоснованным и сделанным в результате правильного их применения.
Администрация города Томска, обжалуя вышеизложенный вывод в арбитражный суд кассационной инстанции, ссылается на неправильное истолкование норм, и на не применение ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежащей применение к спорным правоотношениям.
Судебная коллегия кассационной инстанции, довод администрации о неправильном толковании норм, признаёт необоснованным, вследствие его неподтвержденности.
Нарушения Арбитражным судом Томской области при принятии решения норм процессуального права не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Томской области от 05.06.2008 по делу N А67-1495/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Томска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 августа 2008 г. N Ф04-5034/2008(9999-А67-29)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании