Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 4 сентября 2008 г. N Ф04-5463/2008(11139-А46-23)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Сибирьтелеком" в лице Омского филиала (далее - ОАО "Сибирьтелеком") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - УФАС по Омской области) о признании недействительным предписания N 04/34-07 от 27.11.2007.
Решением суда первой инстанции от 12.05.2008 заявление ОАО "Сибирьтелеком" удовлетворено.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе УФАС по Омской области просит отменить судебный акт первой инстанции и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований ОАО "Сибирьтелеком".
По мнению антимонопольного органа, вывод арбитражного суда о том, что ООО "Саптел Регион Телеком" не соблюдено условие, предусмотренное пунктом 3.1 Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по связи и информации от 09.09.2002 N 113, не соответствует действительности.
УФАС по Омской области считает, что односторонний отказ ОАО "Сибирьтелеком" от исполнения договора противоречит пункту 6 "Условий присоединения сетей электросвязи операторов связи к сети электросвязи Сибирьтелекома и их взаимодействия на территории Омской области", утвержденных приказом генерального директора N 5 от 15.01.2007.
Отзыв на кассационную жалобу в материалы дела не представлен.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировал доводы антимонопольного органа и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, УФАС по Омской области принято решение N 04/34-07 от 27.11.2007 о признании действий ОАО "Сибирьтелеком" злоупотребляющими доминирующим положением и нарушающими пункт 9 части 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Во исполнение указанного решения УФАС по Омской области 27.11.2007 вынесено предписание N 04/34-07 от 27.11.2007, в соответствии с которым на ОАО "Сибирьтелеком" возложена обязанность по прекращению нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в необоснованной угрозе прекращения и необоснованном прекращении пропуска трафика через точки присоединения сети ООО "Саптел Регион Телеком" к сетям Омского филиала ОАО "Сибирьтелеком".
Полагая, что указанное предписание не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ОАО "Сибирьтелеком" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая судебный акт об удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" операторы связи имеют право на присоединение своих сетей электросвязи к сети связи общего пользования. Присоединение одной сети электросвязи к другой сети электросвязи и их взаимодействие осуществляются на основании заключаемых операторами связи договоров о присоединении сетей электросвязи, содержание которых должно соответствовать требованиям Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2005 N 161 (далее - Правил).
Согласно пункту 14 Правил операторы сетей электросвязи обязаны организовать точки присоединения.
Пунктами 10 и 11 Правил установлено, что оператор сети зоновой и местной телефонной связи оказывает услуги присоединения операторам сетей передачи данных.
На основании пункта 16 Правил оказываемая оператором сети связи услуга присоединения включает в себя:
1) согласование проектно-сметной документации, необходимой другому оператору для реализации установленных договором о присоединении условий присоединения сетей электросвязи и пропуска трафика;
2) монтаж и наладка средств связи, образующих точку присоединения;
3) присоединение сети связи;
4) обслуживание средства связи, образующих точку присоединения, в течение срока действия договора о присоединении.
Согласно пункту 17 Правил в договоре о присоединении должно быть достигнуто согласие в отношении всех существенных условий присоединения сетей электросвязи, предусмотренных в разделе IV настоящих Правил.
Существенные условия присоединения сетей электросвязи включают в себя технические, экономические и информационные условия (пункт 38 Правил).
Пунктом 14 Правил предусмотрено, что оператор сети фиксированной зоновой телефонной связи, за исключением оператора, сеть связи которого функционирует на территории г. Москвы или г. Санкт-Петербурга, создает точки присоединения в административном центре и в каждом муниципальном районе субъекта Российской Федерации, на территории которого функционирует эта сеть связи.
Требования к построению телефонной сети связи общего пользования утверждены приказом Минформсвязи России от 08.08.2005 N 97, в соответствии с пунктом 3.1 которого точки присоединения размещаются:
1) в административном центре и в каждом муниципальном районе субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, когда сеть связи функционирует на территории г. Москвы или г. Санкт-Петербурга;
2) в пределах каждого из административных округов г. Москвы в случае, когда сеть связи функционирует на территории г. Москвы;
3) в пределах каждого из районов г. Санкт-Петербурга в случае, когда сеть связи функционирует на территории г. Санкт-Петербурга.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 16 приказа Минформсвязи России от 08.08.2005 N 97
Из пункта 34 статьи 2 Закона Российской Федерации от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" следует, что услугой по пропуску трафика является деятельность, направленная на удовлетворение потребности операторов связи в пропуске трафика между взаимодействующими сетями электросвязи.
Исследовав материалы дела, суд первой инстанции установил, что ООО "Саптел Регион Телеком" была выдана лицензия N 39911 на осуществления услуги внутризоновой телефонной связи.
Пунктом 6 условий осуществления деятельности лицензии N 39911 лицензиату вменена в обязанность при оказании услуг связи соблюдать правила присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденные Правительством Российской Федерации, при присоединении сети (сетей) зоновой телефонной связи лицензиата к сети связи общего пользования, присоединении к сети (сетям) зоновой телефонной связи лицензиата других сетей связи, осуществлении учета и пропуска трафика в сети (сетях) зоновой телефонной связи лицензиата, учета и пропуска трафика от (на) сетей связи других операторов.
В соответствии с разделом 1 договора от 28.04.2007 N 16194-П о присоединении сетей электросвязи ОАО "Сибирьтелеком" оказывает ООО "Саптел Регион Телеком" услуги присоединения, перечень которых приведен в Приложении N 2 к настоящему договору. Существенные условия присоединения определены в разделе 3 настоящего договора.
В результате организованного технологического взаимодействия сетей электросвязи ОАО "Сибирьтелеком" и ООО "Саптел Регион Телеком" стороны оказывают друг другу услуги по пропуску трафика, перечень которых определен в Приложении N 2 к настоящему договору в порядке, предусмотренном Приложением N 3 к настоящему договору.
В пункте 2.2.1 раздела 2 договора от 28.04.2007 N 16194-П о присоединении сетей электросвязи ООО "Саптел Регион Телеком" обязуется реализовать решения проектно-сметной документации, согласованной с ОАО "Сибирьтелеком" и разработанной на основании опубликованных ОАО "Сибирьтелеком" условий на присоединение.
Приложением N 1 к означенному договору определены условия и схема присоединения, из которого следует, что точки присоединения должны быть организованы во всех 32 муниципальных образованиях Омской области.
Между тем, на момент предоставления ОАО "Сибирьтелеком" услуги по пропуску трафика ООО "Саптел Регион Телеком" не исполнены обязательства, предусмотренные пунктом 2.1 раздела 2 договора от 28.04.2007 N 16194-П о присоединении сетей электросвязи - организована лишь точка присоединения в административном центре субъекта Российской Федерации (в городе Омске).
В соответствии Приказом Минсвязи России от 09.09.2002 N 113 (далее - Приказ N 113) установлены Правила ввода в эксплуатацию сооружений связи и сетей электросвязи, которые предназначены для предоставления услуг связи, пунктом 3.1 которого установлено, что в эксплуатацию вводятся новые сооружения связи, а также сооружения связи, на которых в результате реконструкции (расширения, технического перевооружения) изменились зарегистрированные показатели.
Сооружение связи может вводиться в эксплуатацию в целом или по частям (вводимая очередь, пусковой комплекс). При этом должно соблюдаться следующее условие: на сооружении связи в целом или на его части (вводимой очереди, пусковом комплексе) возможно оказание услуг связи.
Услугой связи признается деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи.
В соответствии с условиями осуществления деятельности лицензии N 39911 ООО "Саптел Регион Телеком" обязано обеспечить предоставлению пользователю:
- внутризоновых телефонных соединений для: передачи голосовой информации, передачи факсимильных сообщений, передачи данных;
- доступ к телематическим услугам связи и услугам связи но передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации;
- доступ к системе информационно-справочного обслуживания.
Из задания на разработку рабочего проекта по объекту: "Сеть Зоновой телефонной связи ООО "Саптел Регион Телеком" в г. Омск", рабочею проекта ООО "Саптел Регион Телеком" 2006-ЗТС-01-ПЗ следует, что строительство телефонной сети связи выполняется с выделением трех пусковых комплексов.
ООО "Саптел Регион Телеком" на момент предоставления услуги по пропуску трафика построило лишь один пусковой комплекс, организовав одну точку присоединения.
Следовательно, ООО "Саптел Регион Телеком" не могло предоставлять услуги в полном объеме.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что ООО "Саптел Регион Телеком" не соблюдено условие, предусмотренное пунктом 3.1 Приказа N 113.
Поскольку ООО "Саптел Регион Телеком" не были соблюдены требования к построению фиксированной зоновой телефонной связи, ООО "Саптел Регион Телеком" правомерно приостановило пропуск трафика.
Правомерность вывода суда о том, что оператор связи может оказывать услуги по присоединению и услуги по пропуску трафика, а также осуществлять деятельность по оказанию услуги по пропуску трафика, а также осуществлять деятельность по оказанию услуг внутризоновой телефонной связи только при условии построения сети зоновой фиксированной телефонной связи в целом, то есть, организовав точки присоединения во всех муниципальных районах субъекта РФ, подтверждается также письмом Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (Россвязьохранкультура) от 16.04.2008 N 62/5689 об услугах связи и услугах по пропуску трафика.
Кроме того, о нарушении ООО "Саптел Регион Телеком" условий договора от 28.04.2007 N 16194-П о присоединении сетей электросвязи свидетельствует то обстоятельство, что Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (Россвязьохранкультура) после приостановления ОАО "Сибирьтелеком" пропуск трафика ООО "Саптел Регион Телеком" оформлены два разрешения на эксплуатацию сооружений связи, принадлежащих ООО "Саптел Регион Телеком":
- N 55-39911, 42410/0314 от 22.10.2007 на "Сеть Зоновой телефонной связи ООО "Саптел Регион Телеком" в г. Омске, 1 пусковой комплекс", включающий в себя ЗТУС и ВОЛС в г. Омске;
- N 55-39911/0367 от 23.11.2007 на "Сеть Зоновой телефонной связи в Омской области. Организация точек присоединения", на организацию 31 точки присоединения к сеть Зоновой телефонной связи во всех муниципальных районах Омской области.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявление ОАО "Сибирьтелеком" признал недействительным предписание УФАС по Омской области N 04/34-07 от 27.11.2007.
Принимая во внимание, что выводы арбитражного суда не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 12.05.2008 Арбитражного суда Омской области по делу по делу N А46-2354/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 сентября 2008 г. N Ф04-5463/2008(11139-А46-23)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании