Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 16 сентября 2008 г. N Ф04-5793/2008(12160-А46-43)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Компаньон-РФ" (далее по тексту - ООО "Компаньон-РФ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений администрации г. Омска (далее по тексту - Департамент) о признании незаконным распоряжения N 7822-р от 25.10.2007 "Об аннулировании разрешения на установку рекламной конструкции".
Заявленные требования мотивированы тем, что оспариваемое распоряжение является незаконным, поскольку рекламная конструкция установлена в течение одного года со дня выдачи разрешения, право на установку рекламной конструкции подтверждено паспортом рекламного места, выданного в соответствии с требованиями законодательства, действующего до 01.07.2006.
Решением от 01.04.2008 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 24.06.2008 Восьмого арбитражного апелляционного суда требования Общества удовлетворены.
В кассационной жалобе Департамент просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, выразившееся в неприменении закона, подлежащего применению и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить без изменения принятые по делу судебные акты, считая их законными и обоснованными.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и дополнения к ней, отзыва на кассационную жалобу, выслушав представителя, проверив правильность применения судом при принятии постановления по делу норм материального и процессуального права, считает, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены принятых по делу судебных актов, не имеется.
Арбитражным судом установлено и из материалов дела следует, что Общество зарегистрировано в качестве юридического лица 21.12.2000 Городской регистрационной палатой Департамента недвижимости Администрации г. Омска, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1025501255537.
Департаментом недвижимости Администрации г. Омска 16.09.2005 был утвержден паспорт рекламного места N 7-05 на размещение Обществом рекламной конструкции по ул. 70 лет Октября ("Континент").
В связи с принятием Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", который вступил в силу с 01.07.2006 в новой редакции, Департамент издал распоряжение N 3763-р от 30.08.2006 "О выдаче разрешения на установку рекламных конструкций", на основании которого Общество в соответствии с приложением к данному ненормативному правовому акту разрешена установка рекламных конструкций по ул. 70 лет Октября ("Континент").
Территориальным отделом N 1 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области был подготовлен кадастровый план земельного участка N 40/07-24892. занятого рекламной конструкцией по ул. 70 лет Октября ("Континент").
Общество 17.10.2007 обратилось в Департамент с заявлением на заключение договоров аренды земельных участков, занятых рекламными конструкциями.
На основании обследования места предполагаемого размещения Обществом рекламной конструкции, выявлено отсутствие вышеуказанной конструкции по ул. 70 лет Октября ("Континент").
Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска распоряжением от: 25.10.2007 N 7822-р аннулировал выданное Обществу разрешение на установку рекламной конструкции в соответствии с паспортом рекламного места от 16.09.2005 за N 7-05, в связи с не установкой данной рекламы в течение года (подпункт 3 пункта 18 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе").
Не согласившись, с указанным распоряжением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного ненормативного правового акта недействительным.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения принятые по делу судебные акты, исходит из установленных судами обстоятельств дела и следующих норм материального права.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе", действующего на момент выдачи Обществу разрешения на размещение рекламных конструкций, распространение рекламы в городских, сельских поселениях и на других территориях может осуществляться в виде плакатов, стендов, световых табло, иных технических средств стабильного территориального размещения (наружная реклама) в порядке, предусмотренном пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
Пункт 2 данной статьи устанавливал, что распространение наружной рекламы допускается при наличии разрешения, выдаваемого органом местного самоуправления поселения или городского округа.
В соответствии с вышеуказанным Федеральным законом на территории г. Омска до 01.07.2006 действовал порядок выдачи вышеуказанного разрешения, установленный Положением о порядке разрешения размещения средств наружной рекламы (далее по тексту - Положение), утвержденного решением Омского городского Совета от 18.06.1997 N 349 (утратило силу с 01.07.2006, в связи с изданием Решения Омского городского Совета от 24.05.2006 N 360).
В соответствии пунктом 7.1.1. Положения, разрешительным документом, выдаваемым комитетом для распространения наружной рекламы на территории г. Омска, является паспорт рекламного места с разрешительной подписью председателя комитета, который служит основанием для заключения договора рекламораспространителя с собственником рекламного места или лицом, обладающим вещными правами на это место и является его неотъемлемой частью.
Таким образом, на момент выдачи Обществу оформления разрешения на размещение рекламных конструкций разрешительным документом на размещение средств наружной рекламы являлся паспорт рекламного места N 07-05 от 16.09.2005 для размещения Обществом рекламных конструкций по адресу: улица 70 лет Октября (Континент), который был утвержден в установленном порядке Департаментом недвижимости Администрации г. Омска.
Федеральный закон от 18.07.1995 N 108-ФЗ утратил силу с 01.07.2006 в связи с принятием Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Пунктом 9 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее по тексту - Закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ), предусмотрено, что установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
Установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки вновь рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция (пункт 10 статьи 19 Закона).
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, правомерно сделали вывод о том, что Обществом уже был получен в соответствии с нормами, действующего в период его получения законодательства, разрешительный документ - паспорт рекламного места N 07-05 от 16.09.2005, являющийся разрешением на размещение наружной рекламы на рекламном месте по адресу: улица 70 лет Октября "(Континент"), со сроком действия - пять лет.
Статьей 16 Федерального закона от 16.10.2006 N 160-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О рекламе" установлено, что разрешение на распространение наружной рекламы, выданное органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа до 1 июля 2006 года, признается разрешением на установку рекламной конструкции, а решение об его аннулировании или признании его недействительным может быть принято по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Подпунктом 3 пункта 18 статьи 19 Законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ предусмотрено в качестве одним из оснований аннулирования разрешения на установку рекламных конструкций - если в течение года со дня выдачи разрешения рекламная конструкция не установлена.
Арбитражными судами первой и апелляционной инстанций были исследованы в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, на основании которых сделаны правомерный вывод о том, что Общество в предусмотренный Законом срок установило рекламную конструкцию по месту ее размещения, с учетом изменений, внесенных с согласия Департамент.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на полном, объективном и всестороннем исследовании обстоятельств дела.
Принятое Департаментом распоряжение от 25.10.2007 N 7822-р об аннулировании разрешения на установку рекламной конструкции влечет за собой снос конструкции, тем самым нарушает законные права и интересы Общества в экономической сфере, что и явилось основанием для обращения Общества в арбитражный суд для обжалования вышеуказанного ненормативного правового акта.
Изложенные в кассационной жалобе заявителем доводы направлены на переоценку установленных судебной инстанцией обстоятельств дела, поэтому в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не могут приняты судом кассационной инстанции.
В соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 110, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 01.04.2008 Арбитражного суда Омской области и постановление от 24.06.2008 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-1701/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Департамента имущественных отношений г. Омска в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб. за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 сентября 2008 г. N Ф04-5793/2008(12160-А46-43)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании