Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 23 сентября 2008 г. N Ф04-5032/2008(9985-А27-29)
(извлечение)
Закрытое акционерное общество "Тепловые сети" (далее по тексту общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействующим пункта 1.1 решения Мысковского городского Совета народных депутатов муниципального образования "Мысовский городской округ" (далее по тексту Совет) N 63-н от 24.11.2007 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг, цен на содержание, ремонт жилого помещения, наем жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фондах, тарифов на коммунальные услуги в жилых помещениях, цен и тарифов в соответствии со стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг" (далее по тексту Решение N 63-н) в части установления норматива потребления услуг отопления многоквартирных домов жилой застройки ТУ ГРЭС.
Заявленные требования мотивированы тем, что Советом нарушен порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг.
Решением от 26.05.2008 Арбитражного суда Кемеровской области требования общества удовлетворены.
В кассационной жалобе Совет просит отменить решение и направить дело на новое рассмотрение. Податель жалобы считает, что судом дана необъективная оценка доказательствам, нарушены нормы материального и процессуального права.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить решение без изменения, считая его законным и обоснованным, а жалобу без удовлетворения.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Мысковским городским Советом народных депутатов муниципального образования "Мысковский городской округ" 24.11.2007 принято решение N 63-н "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг, цен на содержание, ремонт жилого помещения, наем жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах, тарифов на коммунальные услуги в жилых помещениях, цен и тарифов в соответствии со стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг".
Пунктом 1.1 Решения N 63-н утверждены нормативны потребления жилищно-коммунальных услуг.
Считая пункт 1.1 Решения N 63-н в части установления норматива потребления услуги отопления многоквартирных домов жилой застройки ТУ ГРЭС в величине 0,017 Гкал/м.кв. противоречащим Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее по тексту Правила), общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, арбитражный суд исходил из того, что Решение N 63-н принято с превышением полномочий, не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу - Уставу муниципального образования "Мысковский городской округ". Расчеты нормативов потребления теплоснабжения многоквартирными домами поселка Притомский не отвечают требованиям пункта 14 Правил.
Кассационная инстанция, оставляя решение без изменения, исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами, то есть органами местного самоуправления.
Согласно пункту 5 статьи 8 Устава муниципального образования "Мысковской городской округ" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа обладают следующими полномочиями: регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро - и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам потребителей.
Пунктом 13 статьи 26 Устава установлено, что в исключительной компетенции Мысковского городского Совета народных депутатов находится утверждение нормативов потребления коммунальных услуг.
Пунктом 1.1 Решения N 63-н утверждены нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг, в том числе по теплоснабжению в благоустроенном жилищном фонде в микрорайоне жилой застройки ТУ ГРЭС.
Вывод суда о том, что Решение N 63-н принято с превышением полномочий является ошибочным, противоречит тексту пункта 1.1 Решения N 63-н, которым не установлены, а утверждены нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг.
Вместе с тем, ошибочность вывода суда о превышении Советом предоставленных ему полномочий, не повлекла принятие незаконного решения.
В соответствии с пунктом 14 Правил для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить либо рассчитать по формулам согласно приложению. При установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются следующие методы: метод аналогов; экспертный метод; расчетный метод (пункт 20 Правил).
Как установлено судом, и не опровергается Советом, для расчета норматива отопления использовался расчетный метод.
При проверке обоснованности произведенного расчета, арбитражный суд руководствовался пунктом 15 раздела 2 "Определение нормативов потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода".
Суд в результате анализа и исследования материалов дела пришел к правильному выводу о том, что при утверждении нормативов потребления указанные требования Правил не соблюдены, расчеты выполнены с нарушением формулы расчета норматива отопления.
В кассационной жалобе Советом не приводятся доводы, опровергающие выводы суда в данной части.
Доводы жалобы о нарушении прав Администрации города Мыски решением арбитражного суда, которая не была привлечена к участию в деле, несостоятельны, так как арбитражным судом не принималось решения о правах и обязанностях Администрации города Мыски.
Таким образом, выводы суда о нарушении порядка расчета норматива основаны на всестороннем и полном исследовании материалов дела, выводы суда в этой части соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в данной части правильно применены нормы материального права.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 26.05.2008 Арбитражного суда Кемеровской области по делу А27-4004/2008-5 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 сентября 2008 г. N Ф04-5032/2008(9985-А27-29)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании